Назад || Главная || Карта сайта


А.Р. Татаркина

Челябинск, государственный педагогический университет

Социокультурная среда Челябинска на рубеже XIX–XX веков


 Социокультурная среда города включает весь спектр тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества. К ним относятся разные аспекты развития – от социальных, экономических до эстетических и ментальных. Формирование социокультурной среды современного города прошло длительную эволюцию, важной вехой стал период конца XIX–XX вв. Именно тогда города стали не только центрами индустрии, но и показателями интенсивности модернизационных процессов.

В этой связи типичной и характерной является история Челябинска, судьба которого резко изменилась на рубеже XIX–XX вв. До начала кардинальных реформ Александра II Челябинск представлял собой заштатный городишко Оренбургской губернии, основанный исключительно из военно-стратегичес­ких соображений. В дореволюционном справочнике "Урал Северный, Средний и Южный" отмечалось, что "степным захолустьем" городок оставался до 1891 г., когда началось сооружение великого Сибирского пути и в Челябинске было образовано Управление Западносибирской железной дороги. Тогда в мирный маленький городок сразу нахлынуло огромное количество людей всякого звания и состояния"1.

Итак, проложение рельсового пути в Сибирь имело большое значение для города. В первую очередь это сказалось на его демографической структуре. По данным дореволюционной статистики, до строительства железной дороги в Челябинске проживало около 5 тыс. чел.2. В 1897 г. – 20 тыс., а в 1910 – 70 тыс. чел.3. Таким образом, численность населения увеличилась в 12 раз. В результате демографических изменений город вошел в группу поселений с населением более 50 тыс. чел. и стал соперничать с губернскими городами Оренбургом и Уфой.

Изменения в численности повлекли перемены в социальной стратификации городского общества. Прежде всего это отразилось в усилении вертикальной и горизонтальной социальной мобильности. Примерно в 2 раза увеличилась горизонтальная социальная мобильность. Благодаря переселенческой политике П.А Столыпина, в 1870–1915 гг. в пределах России переселилось 8,1 млн чел., по 233 тыс. чел. в год, или 0,2 % среднегодовой численности населения4. После строительства рельсового пути в Сибирь через Урал поток переселенческого движения начал возрастать. Многие мигранты по пути в Сибирь оседали в южноуральском регионе. Узловым посредническим пунктом переселенческого движения был Челябинск. С 1894–1909 гг. через Челябинский переселенческий пункт прошло в прямом и обратном направлении более 4 млн чел.5. С этой целью около железнодорожной станции был оборудован специальный переселенческий пункт, который к 1909 г. занимал 8,5 дес. земли. Он делился на 3 части: переселенческий остановочный двор, столовые и хозяйственные постройки, больницу. Неудивительно, что в городе оседали люди совершенно разных субкультур, этнической принадлежности. Вообще, город отличался пестротой национального состава.

Давние торговые связи с Азией обусловили приток иностранных подданных6. Причем наибольшее их количество останавливалось в Оренбурге – 56,7 % (от общего числа), Орске – 17,2, Челябинске – 11,7 %. В основном это были граждане азиатских государств (45,0 % – от общего числа), таких как: Бухара (27,8 %), Хива (8,6), Турция (5,0), Персия (3,6 %). К 1912 г. приток иностранцев в города утроился.

В социальной структуре Челябинска, как и по всей России в целом, сохранялось сословное деление. Массовым городским сословием было мещанское. Оно занимало 50 % в составе населения7. Состав мещанства был весьма разнороден и пестр. Основную массу составляли ремесленники, бывшие крепостные крестьяне, разорившиеся купцы. Это была одна из наиболее мобильных социальных групп. Благодаря инициативности, предпринимательской хватке они могли перейти в гильдейское купечество и даже получить доступ к государственной службе с правом приобретения личного дворянства. Например, известная челябинская купеческая династия Мотовиловых происходила из мещанского сословия8. С другой стороны, ряды мещан пополняли не адаптированные к новым экономическим условиям социальные слои (обедневшие или разорившиеся крестьяне, купцы).

Достаточно высокими темпами на Южном Урале развивался институт почетного гражданства. Рост этого сословия с 1902–1912 гг. составил 224 %, удельный вес почетных граждан к 1912 г. – 1,3 % (в 1897 г. – 0,7 %). Это свидетельствовало о том, что получение этого звания было престижным. Процедура присвоения почетного гражданства в 1970–1990-е гг. была упрощена и стала носить более демократический характер. Его обладателями становились общественные деятели, ученые, купцы, литераторы, художники, много сделавшие для развития своего города. В Челябинске звания почетного гражданства удостаивались люди разных специальностей и сословий, среди них инженер, строитель и начальник Западносибирской дороги К.Я. Михайловский, купец П.И. Перцев, первый "энергетик" города В.М. Колбин, городской голова П.Ф. Туркин и др.

Исследование социальной структуры города будет неполным без анализа его профессионального состава. Общая доля "самостоятельного населения" составляла 45,8 %; в Оренбурге, например, 43,6 %, в Уфе – 43,7 %, Бирске – 44,4 %. Это свидетельствовало об экономической привлекательности Челябинска. Большая часть горожан была занята в сфере обслуживания (31,1 %). В основном в прислугу и поденщики нанимались вновь прибывшие в города выходцы из деревень, часто жившие здесь временно. Численность данной категории "самостоятельных" была очень подвижна и непостоянна, но их рост иллюстрирует тенденцию притяжения городами значительных масс трудоспособного населения и способность городов предоставить им работу. Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. сфера обслуживания становится одной из главных сфер городской экономики.

Благодаря превращению Челябинска в крупный железнодорожный узел страны, город к началу XX в. стал крупнейшим торгово-посредническим центром России, заняв первое место по торговле хлебом среди городов Зауралья и Сибири. Зерно и мука в большом количестве шли на экспорт. Свои представительства в городе открыли закупочные зарубежные фирмы: английская "Миллер и Ко", французская "Луи Дрейфус". Второй по значимости в городской экономике была торговля чаем. Челябинск занимал второе место в России по объемам продаж данной продукции, уступив лишь Москве. В городе появились чаеразвесочные фабрики известных русских фирм: "Высоцкий и Ко", "А. Кузнецов, наследник А. Губкина", "Братья Поповы". Челябинск всё основательнее входил в общероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1 500 промышленно-торговых заведений с годовым оборотом до 30 млн р.

Доказательством интенсивного роста Челябинска является уровень грамотности населения. Согласно переписи 1897 г., количество грамотного населения в городе составляло 39,7 %, в уезде – 13,8 %9. В таком случае мы можем сделать вывод о том, что сильный в экономическом отношении город притягивал образованное население, а также это свидетельствовало о стремлении жителей получить образование в городе, а не в уезде. Анализ грамотности городского населения будет неполным без учета образовательного уровня горожан. Наибольшее число образованного населения, помимо губернских центров, насчитывалось в Челябинске (1 226 чел. – 9,8 %) и в Троицке (846 чел. – 6,7 %). Можно предположить, что в экономически развитых городах уровень образованности населения был выше, чем в городах с медленными темпами развития. В этом прослеживается взаимосвязь между экономическим благосостоянием общества и уровнем образования населения.

Итак, благодаря модернизационным процессам второй половины XIX в., усилившим развитие инфраструктурной сферы и фабрично-заводской промышленности, Челябинск проделал эволюцию от военно-оборонительной крепости до крупного города индустриального типа. К ним на Южном Урале также относились Оренбург, Уфа, Златоуст, Троицк. Специфичными чертами социокультурного пространства города были быстрый демографический рост, доминирование мещанской социальной группы, пестрый национальный состав. По характеру отраслевой структуры занятости в городе проживало в основном трудовое население, в большинстве своем грамотное. Экономический подъем в городах данного типа зависел не только от базового потенциала или конкретных исторических условий, но и от уровня образованности населения. В свою очередь, это обстоятельство обусловило быстрые темпы формирования духовных, эстетических параметров культурной среды города. Духовная жизнь здесь протекала более интенсивно, ярко. Именно такие города, как Челябинск, определяли потенциальные возможности российской модернизации.

_________________________

 

1 Урал Северный, Средний и Южный // Дореволюционный Челябинск в слове современников: собрание текстов. – Челябинск, 1998. – С. 271.

2 Орлов А.В. Челябинск (Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 г.) // Дореволюционный Челябинск в слове современников: собрание текстов. – Челябинск, 1998. – С. 271.

3 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. – СПб., 1901–1905. – Т. XXVIII. – С. VIII–X; Т. XLV (тетрадь 1). – С. 1; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1288. Оп. 25. Д. 75. Л. 10–13; Д. 44. Л. 2–3 (подсчеты авт.).

4 Бескровный Л.Г., Водарский Я.Е., Кабузан В.М. Миграции населения России в XVII – начале XX вв. // Проблемы исторической демографии СССР. – Томск, 1982. – Вып. 2. – С. 26–32.

5 Иванова Э.Б. Любимое детище переселенческого ведомства // Исторические чтения. – Челябинск, 1996. – Ч. 2. – С. 14.

6 Первая Всеобщая перепись населения. – Т. XXVIII. – С. 26–27.

7 Там же.

8 Алеврас Н.Н. Челябинское купечество в первой половине XIX в. // Челябинск неизвестный. – Челябинск, 1996. – Вып. 1. – С. 12.

9 Первая всеобщая перепись населения. – Т. XXVIII. Таблица IX. – Т. XLV (тетрадь 2). Таблица IX (подсчеты авт.).

Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz