Назад || Главная || Карта сайта


Н.А. Томилов

Омск, филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН,государственный университет им. Ф.М. Достоевского,
Сибирский филиал Российского института культурологии

Народная культура горожан Cибири в российской науке второй половины XX – начала XXI века: актуальность, задачи, методология


 

Актуальность изучения этнографии города в России связана с тем, что традиционно-бытовая культура городского населения многих регионов по-прежнему не становится основным объектом культурологического и этнографического исследования, что заметно уменьшает возможности науки в рассмотрении в целом традиционно-бытовой культуры большинства народов России, а также этнокультурных процессов. В результате даже проблемы этнической истории часто решаются на уровне изучения истории сельского населения, не говоря уже о генезисе и динамике народной культуры. Поскольку сегодня городское население стало существенно преобладающим в России, то проблемы его этничности и этнографичности должны, на наш взгляд, стать основными в отечественной этнографии.

Изучение культуры горожан в этнографической науке в СССР развернулось в 1950-е гг. Наиболее постоянно и целенаправленно город и городское население в отечественной этнографии стали объектом исследования со второй половины 1960-х гг. Именно тогда наиболее четко были сформулированы отдельные проблемы этнографии российских городов, прежде всего проблемы этнодемографии, городской культуры и быта, хозяйства горожан, этнических процессов на современном этапе, а также проблемы источников и методов изучения этнографии горожан. В исследованиях этнографии города с этого времени стали широко использовать историко-сравнительный метод и его разновидность в виде историко-генетического метода, а также методы классификации, типологии, статистического анализа, научного описания. В основном эти исследования развернулись в отношении этнографии русского городского населения преимущественно в городах европейской части России. И здесь значительный вклад в науку оказался у таких ученых, как Л.А. Анохина, О.Р. Будина, В.Е. Гусев, Г.В. Жирнова, В.Ю. Крупянская, Г.С. Маслова, Н.С. Полищук, М.Г. Рабинович, С.Б. Рождественская, Н.Н. Чебоксаров, М.Н. Шмелева и др. С конца 1960-х гг. развернулись этносоциологические исследования ученых Института этнографии АН СССР и сотрудничавших с ними ученых из других научных центров, занимавшихся изучением современных этнических процессов не только у сельского, но и у городского населения – прежде всего это работы Ю.В. Арутюняна, Э.К. Васильевой, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, Д.М. Когана, Г.В. Старовойтовой, Н.А. Томилова, О.И. Шкаратана, Н.В. Юхневой и др.

Что касается восточного, т. е. сибирского, региона России, то здесь местными учеными как раз была пробита брешь в изучении этнографии городского населения в том смысле, что объектом исследования становятся не только горожане русской национальности, но и городские казахи, немцы, татары, а также представители и группы других народов. Этнография и этносоциология сибирских городов нашли отражение в работах Ш.К. Ахметовой, Е.А. Ащепкова, В.Б. Богомолова, М.А. Жигуновой, Т.Н. Золотовой, Н.В. Кочешкова, В.Н. Курилова, А.А. Люцидарской, А.Ю. Майничевой, И.В. Маковецкого, Н.А. Миненко, Т.Н. Паренчук, Г.М. Патрушевой, Н.А.Томилова, Т.К. Щегловой и ряда других исследователей.

Изучение этнических, в т. ч. и этнокультурных, процессов в городах Сибири началось учеными Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета под руководством Н.А. Томилова в 1970 г. проведением работ среди городских татар Западной Сибири. Затем такого рода этнографические и этносоциологические работы были проведены среди шорцев городов Кемеровской области омской исследовательницей Г.М. Патрушевой. Много лет над изучением современных этнических процессов у казахов городов Западной Сибири занимается Ш.К. Ахметова, которая опубликовала в 2002 г. специально посвященную этой проблеме монографию, а также ряд статей. А.В. Малхасьян и А.Г. Селезнев осветили в своей работе "Татары Салехарда: городская этническая группа на современном этапе" (Салехард, 2003) некоторые вопросы этнических процессов у групп населения разных национальностей Салехарда (в прошлом – Обдорска). Этнодемографическим, этносоциальным, этнополитическим и этнокультурным процессам в городской среде уделил внимание омский этнограф И.В. Лоткин в своей книге "Омская область: модель этнологического мониторинга" (М., 1999).

Постепенно в Омске в ряде учреждений (государственный университет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН – ныне это Омский филиал Института археологии и этнографии, Сибирский филиал Российского института культурологии и др.) появились этнографы, которые все большее внимание стали уделять этнографии города. Ряд работ по изучению проблем традиционно-бытовой культуры и социального развития городского населения в Сибири посвятил и автор данной статьи. Кроме того, омские этнографы в многотомной серии "Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев" (главный редактор серии Н.А. Томилов) опубликовали несколько томов по хозяйству и культуре русских Сибири, в которых значительную долю составили описания этнографических предметов городского населения.

И все же, несмотря на то что отечественная этнография постепенно поворачивается лицом к городской тематике и имеются существенные достижения в этой сфере научных поисков, следует констатировать, что и через 50 лет активной работы по этнографическому изучению городов и городского населения остается много совершенно неисследованных или далеко не полностью исследованных регионов России.

Далее отметим, что и тематически горожане, их этническая история и культура изучаются часто не по полной программе. Более всего опубликовано работ по материальной культуре (в основном по поселениям, жилищам, хозяйственным строениям, одежде), по семейному быту и семейным обрядам, по народным праздникам, по современным этническим процессам, по этнодемографии. Требуют дальнейшей разработки постановка новых проблем, использование новых источников и методов, а также освещение историографических аспектов в этнографии городского населения. Отметим и тот факт, что городская часть большинства народов и национальных групп России так и не является основным объектом современных этнографических работ.

В настоящее время основными проблемами в изучении этнографии городского населения стали история его формирования, складывания, динамики национального состава населения городов и другие аспекты этнодемографии. При исследовании этих проблем в Сибири следует учитывать факты наличия здесь городов до колонизации ее русскими, возведения русских городов часто на месте поселений коренных народов, разнонационального окружения городов и др. Следует усилить этнографические исследования городского населения, в т. ч. проблем этнотерриториального характера. А отсюда еще одна проблема – это классификация городов не только по фактам первоначального и последующего их назначения (военно-оборонительные, торговые, промышленные, административные и пр.), по социальному составу и т. д., но и с учетом этнодемографических и этнотерриториальных аспектов.

В изучении хозяйственных занятий городского населения важными представляются не только сравнительно-исторические и типологические исследования, но и работы в сфере этноэкологии, хозяйственно-торговых связей с сельским населением, влияния природных условий на занятия горожан и др.

В области народной городской культуры в проблематику входят факторы, влияющие на генезис, динамику и распад (трансформацию или исчезновение) тех или иных явлений и вещей, взаимовлияние культуры города и села, возрастание роли этнической культуры горожан в сохранении и развитии традиционно-бытовой культуры всего народа или всей национальной группы; локальные особенности в народной городской культуре; общее и особенное, интернациональное (российское, общеевропейское и т. п.) и национальное в традиционно-бытовой культуре горожан; культура разных городских социально-профес­сиональных групп; города как центры национальных культур на современном этапе и в будущем; этнокулътурные процессы в городах и управление ими с учетом социально-исторических аспектов и др.

Представляется важным внедрение в этнографическое изучение городов и городского населения методов системного анализа и синтеза, большее использование данных археологических раскопок городов и конструирование этнографо-археологических комплексов городских слоев разных народов с целью изучения генезиса и динамики этноса, социума и культуры, разработка не освещенных еще тем культуры разных национальных групп городского населения (в т. ч. по этнической генеалогии, антропонимии, по народным знаниям, религии, городским говорам и т. д.). Нужны поиски новых источников, изучение и обработка колоссальных объемов архивных материалов и т. д.

Все это вызывает необходимость создания новых этнографических и этносоциологических центров и групп исследователей в разных регионах России. Сегодня познать национальные процессы и способы управления ими – это, прежде всего, познать национальные процессы в городах на основе проведения этнографических и этносоциологических исследований. Без этих знаний трудно преодолеть сегодняшнюю напряженность в межнациональных отношениях в российском обществе.

При благоприятной научно-организационной обстановке, если таковая возникнет в России, один из такого рода центров можно было бы создать в Омске. Как отмечалось нами выше, именно здесь, в Сибири, формируются кадры этнографов, занимающихся этнографией города. Кроме того, здесь же возникли условия для образования сибирского культурологического центра. Проблемам городской культуры в научном плане посвящают свои работы омские культурологи (Д.А. Алисов, Г.Г. Волощенко, А.Г. Быкова, О.В. Гефнер, Ю.Р. Горелова, Н.И. Лебедева, Е.В. Мельникова, В.Г. Рыженко, Н.Ф. Хилько и др.), работающие главным образом в Сибирском филиале Российского института культурологи; ей они уделяют сегодня основное внимание.

Благодаря этому удалось организовать и провести две Всероссийские научно-практические конференции "Урбанизация и культурная жизнь Сибири" в Омске (март 1995 г.; ноябрь 1999 г.), пять Всероссийских научно-практических семинаров "Проблемы культуры малых городов Сибири" (Тара, март 1995 г.) и "Проблемы культуры городов России" (октябрь 1996 г., Омск, третий состоялся в Ишиме Тюменской области в октябре 1997 г., четвертый и пятый в Омске в ноябре 1999 г. и октябре 2003 г.), научную конференцию "280 лет Омску: история и современность" (1996), пять Всероссийских научно-практических семинаров "Досуг. Творчество. Культура" (1998–2002) и другие, на которых большое место заняли проблемы этнографии городского населения, а также вопросы интеграции культурологических и этнографических исследований культуры городов. Эти же проблемы активно дискутировались в Омске на второй Всероссийской научной конференции "Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII–ХХ вв.)" (ноябрь 1995 г.), на IV Международной научной конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (май 1997 г.), на V конгрессе этнографов и антропологов России (июнь 2003 г.), на которых работали соответствующие секции.

Омским государственным университетом, Омским филиалом Объединенного института истории филологии и философии СО РАН и Сибирским филиалом Российского института культурологии с 1999 г. издается российский научный журнал "Культурологические исследования в Сибири", на страницах которого печатаются статьи по культуре городов в разделах "Историко-культурные исследования", "Культурологические исследования города и городского пространства", "Исследования традиционно-бытовой культуры" и "Региональная культурная политика".

Еще раз подчеркнем, что этнография, как и другие гуманитарные науки, изучающие социокультурные свойства, структуры, процессы, связи и отношения, сегодня должна, исходя из потребностей российского общества, сделать основным объектом своих исследований городское население. Именно оно во многом определяет в наше время ход социокультурных, в т. ч. и этнокультурных, процессов в России в целом и в ее отдельных регионах.

Если говорить об этнографическом изучении городского населения Сибири второй половины XX – начале XXI вв., то, возможно, следует выделить два периода. Первый период охватывает 1950–1960-е гг. и характеризуется изучением истории заселения Сибири выходцами из европейской части России, демографических процессов, хозяйственных занятий и разных сторон материальной культуры, отдельных явлений духовной культуры (в основном архитектуры). В это время работа проводилась в основном историками, демографами, искусствоведами и в очень малой доле этнографами. То есть фактически о каком-то значительном изучении этнографии горожан Сибири в те годы говорить не приходится.

Второй период начинается с 1970-х гг. и продолжается по настоящее время. Он характеризуется проведением целого ряда исследований по этнографии городского населения Сибири именно силами этнографов. В этом периоде можно выделить два этапа: первый – 1970–1980-е гг. – тогда этнографические исследования горожан этнографами были единичными; второй – с начала 1990-х гг. по настоящее время, на этом этапе появились монографические исследования этнографов главным образом по культуре горожан. Во втором периоде увеличился и объем работ историков и искусствоведов по этнической истории и культуре городского населения Сибири, в которых находили отражение некоторые этнографические аспекты.

Теперь немного о некоторых теоретических подходах к проблеме городской культуры, когда в ней рассматривается и место традиционно-бытовой (народной) культуры в социокультурном пространстве городов, и в целом этнического фактора.

Так, О.Г. Севан обосновывает культурологический подход к изучению социокультурной среды поселений, в т. ч. городов и городских поселков, и рассматривает необходимые направления исследования социокультурного плана территорий, поселений и культурных ландшафтов. Этот ученый определяет следующие направления:

1) выявление историко-культурных регионов и их границ, изучение процесса заселения территорий и расселения различных этнических групп, географии местности, наличия локальных элементов культуры;

2) изучение культурной среды и культурных ландшафтов как в исторических, так и современных аспектах;

3) осмысление значимых социокультурных принципов и механизмов их формирования во времени; выявление социокультурной типологии поселений и их историко-культурных зон;

4) выявление методом сравнения изменений исторических функций всех территорий (включая отдельные кварталы крупных городов) и важных составляющих элементов территории.

5) изучение социальной стратификации населения в историческом и современном аспектах, выявление образа и стиля жизни различных социальных групп населения, осуществление диагностики социокультурной ситуации и генеалогий семей;

6) проведение диагностики и оценки степени "…изменчивости образа и стиля жизни различных групп населения сегодня", выявление социально-культурных и демографических характеристик;

7) изучение миграционных процессов, которые усложняют образ жизни населения городов и пригородов, вызывают психологические стрессы, активное строительство, привнесение в культуру иноэтничных элементов и т. д.;

8) учет реальных возможностей разных религиозных конфессий в формировании культурной среды поселений;

9) анализ социально-экономического и политического характера принимаемых властями решений с учетом психологических и этноантропологических характеристик городского населения, а также с учетом культуры хозяйствования, правовых норм, особенностей историко-культурных земель1.

Представляется, что выделенные О.Г. Севан направления изучения социокультурной среды поселений, в т. ч. городов и в целом историко-культурных регионов, достаточно полно учитывают и роль этнического фактора. Это выразилось в частности и в определении дефиниций "историко-культурный регион", под которым данным ученым понимается "…территория, район, характеризующийся общностью природных, этнотерриториальных, исторических, архитектурно-пространственных и ландшафтных параметров и соответствующих определенному временному периоду сложения этноса или иной территориальной общности людей"2.

Важной представляется в этом плане проблема взаимодействия в городах сельской и городской культуры, особенно в условиях массовых миграций сельчан в города. Д.А. Алисов, изучая эту проблему на материалах 1930-х гг., пишет: "Пополнение городского населения шло ускоренными темпами главным образом за счет вынужденной массовой миграции сельского населения, которое, вторгаясь в городскую среду, во многом нарушало историко-культурные традиции города как системы, зачастую превращая его в "большую деревню". В этих условиях в сибирских городах все большее распространение получает гибридная культура. Гибридная (квазиурбанистическая, или квазигородская) культура возникает в составе культуры города как результат неполной и искаженной адаптации традиционной сельской культуры к "новым" условиям урбанизации. Наиболее интересными в этом плане являются выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях особого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков городского типа и рабочих окраин больших городов, которые автор характеризует удачным термином "слобода". Типичными образцами "слободской" (или гибридной) культуры являлись рабочие окраины городов – центров Сибири, например такие, как Порт-Артур в Омске. Здесь царили традиционные нравы, уходящие корнями к сельскому быту и "отягощенные" городскими привычками"3. И при этом Д.А. Алисов на примере Омска показывает сохранение в этом сибирском городе многих черт сельского быта, связанного и с бытованием в городе сельского хозяйства, в т. ч. животноводства: в Омске в середине 1930-х гг. находилось более 5 тыс. лошадей, 10 тыс. голов крупного рогатого скота, 16 тыс. свиней, около 3 тыс. коз и овец4.

В методологическом плане важное значение в исследовании традиционно-бытовой культуры горожан имеют в целом все те теоретические разработки, которые были сделаны отечественными этнологами в последние десятилетия относительно историко-культурных общностей, этничности, сфер народной культуры и т. д. Пересказывать их здесь, наверное, нет смысла. Их нужно применять при изучении культуры городского населения. Обратим только еще внимание на выделенное С.А. Токаревым понятие "индустриально-городская культура"5 и на развернутую трактовку его В.А. Дмитриевым, выявление им черт этого слоя культуры горожан. В.А. Дмитриев рассматривает индустриально-город­скую культуру "…как способ сохранения национального (этнического) своеобразия вещных памятников и идей в условиях деэтнизирующего промышленного производства при разрушении традиционно-бытовой культуры"6. В индустриально-городскую культуру он включает те компоненты культуры, которые не относятся к традиционно-бытовой культуре, "…состоят полностью или частично из предметов промышленного производства или индивидуального творчества, но не теряют при этом этнокультурной привязки в силу подчинения нормам традиции, имеющим глубокие исторические формы"7. Все это приводит нас к убеждению в необходимости дальнейшего, более широкого и глубокого изучения действия этнических свойств, процессов, отношений, связей и т. д. в сферах традиционно-бытовой и индустриально-городской культур в поселениях городского типа.

_________________________

 

1 Севан О.Г. Социокультурная среда поселений: культурологический подход // Городская культура Сибири: история и современность. – Омск, 1997. – С. 52–59.

2 Там же. – С. 53.

3 Алисов Д.А. Омск и города Западной Сибири: основы тенденции социокультурного развития 1930-х гг. // Катанаевские чтения. – Омск, 2003. – С. 193.

4 Там же. – С. 195.

5 Токарев С.А. О задачах этнографического изучения народов индустриальных стран // Сов. этнография. – 1967. – № 5. – С. 136.

6 Дмитриев В.А. К определению характеристик понятия "индустриально-городская культура" // Этнокультурные процессы: традиция и современность. – Л., 1991. – С. 49.

7 Там же. – С. 48–49.

 

Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz