Назад ||
Главная ||
Карта сайта
Народная культура горожан
Cибири в российской науке
второй половины XX – начала XXI века:
актуальность, задачи, методология
Актуальность изучения этнографии города в
России связана с тем, что традиционно-бытовая культура городского
населения многих регионов по-прежнему не становится основным объектом
культурологического и этнографического исследования, что заметно
уменьшает возможности науки в рассмотрении в целом традиционно-бытовой
культуры большинства народов России, а также этнокультурных процессов. В
результате даже проблемы этнической истории часто решаются на уровне
изучения истории сельского населения, не говоря уже о генезисе и
динамике народной культуры. Поскольку сегодня городское население стало
существенно преобладающим в России, то проблемы его этничности и
этнографичности должны, на наш взгляд, стать основными в отечественной
этнографии.
Изучение культуры горожан в этнографической
науке в СССР развернулось в 1950-е гг. Наиболее постоянно и
целенаправленно город и городское население в отечественной этнографии
стали объектом исследования со второй половины 1960-х гг. Именно тогда
наиболее четко были сформулированы отдельные проблемы этнографии
российских городов, прежде всего проблемы этнодемографии, городской
культуры и быта, хозяйства горожан, этнических процессов на современном
этапе, а также проблемы источников и методов изучения этнографии горожан.
В исследованиях этнографии города с этого времени стали широко
использовать историко-сравнительный метод и его разновидность в виде
историко-генетического метода, а
также методы классификации, типологии, статистического анализа, научного
описания. В основном эти исследования развернулись в отношении
этнографии русского городского населения преимущественно в городах
европейской части России. И здесь значительный вклад в науку оказался у
таких ученых, как Л.А. Анохина, О.Р. Будина, В.Е. Гусев, Г.В. Жирнова,
В.Ю. Крупянская, Г.С. Маслова,
Н.С. Полищук, М.Г. Рабинович, С.Б. Рождественская, Н.Н. Чебоксаров, М.Н.
Шмелева и др. С конца 1960-х гг. развернулись
этносоциологические исследования ученых Института этнографии АН СССР и
сотрудничавших с ними ученых из других научных центров, занимавшихся
изучением современных этнических процессов не только у сельского, но и у
городского населения – прежде всего это работы Ю.В. Арутюняна, Э.К.
Васильевой, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, Д.М. Когана, Г.В.
Старовойтовой, Н.А. Томилова, О.И. Шкаратана, Н.В. Юхневой и др.
Что
касается восточного, т. е. сибирского, региона России, то здесь местными
учеными как раз была пробита брешь в изучении этнографии городского
населения в том смысле, что объектом исследования становятся не только
горожане русской национальности, но и городские казахи, немцы, татары, а
также представители и группы
других народов. Этнография и этносоциология сибирских городов нашли
отражение в работах Ш.К. Ахметовой, Е.А. Ащепкова, В.Б. Богомолова, М.А.
Жигуновой, Т.Н. Золотовой, Н.В. Кочешкова, В.Н. Курилова, А.А.
Люцидарской, А.Ю. Майничевой, И.В. Маковецкого, Н.А. Миненко, Т.Н.
Паренчук, Г.М. Патрушевой, Н.А.Томилова, Т.К. Щегловой и ряда других
исследователей.
Изучение
этнических, в т. ч. и этнокультурных, процессов в городах Сибири
началось учеными Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории,
археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета
под руководством Н.А. Томилова в 1970 г. проведением работ среди
городских татар Западной Сибири. Затем такого рода этнографические и
этносоциологические работы были проведены среди шорцев городов
Кемеровской области омской исследовательницей Г.М. Патрушевой. Много лет
над изучением современных этнических процессов у казахов городов
Западной Сибири занимается Ш.К.
Ахметова, которая опубликовала в
2002 г. специально посвященную этой проблеме монографию, а также ряд
статей. А.В. Малхасьян и А.Г. Селезнев осветили в своей работе "Татары
Салехарда: городская этническая группа на современном этапе" (Салехард,
2003) некоторые вопросы этнических процессов у групп населения разных
национальностей Салехарда (в прошлом – Обдорска). Этнодемографическим,
этносоциальным, этнополитическим и этнокультурным процессам в городской
среде уделил внимание омский этнограф И.В. Лоткин в своей книге "Омская
область: модель этнологического мониторинга" (М., 1999).
Постепенно в Омске в ряде учреждений (государственный университет,
Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии
Сибирского отделения РАН – ныне это Омский филиал Института археологии и
этнографии, Сибирский филиал Российского института культурологии и др.)
появились этнографы, которые все большее внимание стали уделять
этнографии города. Ряд работ по изучению проблем традиционно-бытовой
культуры и социального развития городского населения в Сибири посвятил и
автор данной статьи. Кроме того, омские этнографы в многотомной серии "Культура
народов мира в этнографических собраниях российских музеев" (главный
редактор серии Н.А. Томилов) опубликовали несколько томов по хозяйству и
культуре русских Сибири, в которых значительную долю составили описания
этнографических предметов городского населения.
И все
же, несмотря на то что отечественная этнография постепенно
поворачивается лицом к городской тематике и имеются существенные
достижения в этой сфере научных поисков, следует констатировать, что и
через 50 лет активной работы по этнографическому изучению городов и
городского населения остается много совершенно неисследованных или
далеко не полностью исследованных регионов России.
Далее отметим, что и тематически горожане,
их этническая история и культура изучаются часто не по полной программе.
Более всего опубликовано работ по материальной культуре (в основном по
поселениям, жилищам, хозяйственным строениям, одежде), по семейному быту
и семейным обрядам, по народным праздникам, по современным этническим
процессам, по этнодемографии. Требуют дальнейшей разработки постановка
новых проблем, использование новых источников и методов, а также
освещение историографических аспектов в этнографии городского населения.
Отметим и тот факт, что городская часть большинства народов и
национальных групп России так и не является основным объектом
современных этнографических работ.
В настоящее время основными проблемами в
изучении этнографии городского населения стали история его формирования,
складывания, динамики национального состава населения городов и другие
аспекты этнодемографии. При исследовании этих проблем в Сибири следует
учитывать факты наличия здесь городов до колонизации ее русскими,
возведения русских городов часто на месте поселений коренных народов,
разнонационального окружения городов и др. Следует усилить
этнографические исследования городского населения, в т. ч. проблем
этнотерриториального характера. А отсюда еще одна проблема – это
классификация городов не только по фактам первоначального и последующего
их назначения (военно-оборонительные, торговые, промышленные,
административные и пр.), по социальному составу и т. д., но и с учетом
этнодемографических и этнотерриториальных аспектов.
В изучении хозяйственных занятий городского
населения важными представляются не только сравнительно-исторические и
типологические исследования, но и работы в сфере этноэкологии,
хозяйственно-торговых связей с сельским населением, влияния природных
условий на занятия горожан и др.
В
области народной городской культуры в проблематику входят факторы,
влияющие на генезис, динамику и распад (трансформацию или исчезновение)
тех или иных явлений и вещей, взаимовлияние культуры города и села,
возрастание роли этнической культуры горожан в сохранении и развитии
традиционно-бытовой культуры всего народа или всей национальной группы;
локальные особенности в народной городской культуре; общее и особенное,
интернациональное (российское, общеевропейское и т. п.) и национальное в
традиционно-бытовой культуре горожан; культура разных городских
социально-профессиональных групп; города как центры национальных
культур на современном этапе и в будущем; этнокулътурные процессы в
городах и управление ими с учетом социально-исторических аспектов и др.
Представляется важным внедрение в
этнографическое изучение городов и городского населения методов
системного анализа и синтеза, большее использование данных
археологических раскопок городов и конструирование
этнографо-археологических комплексов городских слоев разных народов с
целью изучения генезиса и динамики этноса, социума и культуры,
разработка не освещенных еще тем культуры разных национальных групп
городского населения (в т. ч. по этнической генеалогии, антропонимии, по
народным знаниям, религии, городским говорам и т. д.). Нужны поиски
новых источников, изучение и обработка колоссальных объемов архивных
материалов и т. д.
Все это вызывает необходимость создания
новых этнографических и этносоциологических центров и групп
исследователей в разных регионах России. Сегодня познать национальные
процессы и способы управления ими – это, прежде всего, познать
национальные процессы в городах на основе проведения этнографических и
этносоциологических исследований. Без этих знаний трудно преодолеть
сегодняшнюю напряженность в межнациональных отношениях в российском
обществе.
При благоприятной научно-организационной
обстановке, если таковая возникнет в России, один из такого рода центров
можно было бы создать в Омске. Как отмечалось нами выше, именно здесь, в
Сибири, формируются кадры этнографов, занимающихся этнографией города.
Кроме того, здесь же возникли условия для образования сибирского
культурологического центра. Проблемам городской культуры в научном плане
посвящают свои работы омские культурологи (Д.А. Алисов, Г.Г. Волощенко,
А.Г. Быкова, О.В. Гефнер, Ю.Р. Горелова, Н.И. Лебедева, Е.В. Мельникова,
В.Г. Рыженко, Н.Ф. Хилько и др.), работающие главным образом в
Сибирском филиале Российского института культурологи; ей они уделяют
сегодня основное внимание.
Благодаря этому удалось организовать и
провести две Всероссийские научно-практические конференции "Урбанизация
и культурная жизнь Сибири" в Омске (март 1995 г.; ноябрь 1999 г.), пять
Всероссийских научно-практических семинаров "Проблемы культуры малых
городов Сибири" (Тара, март 1995 г.) и "Проблемы культуры городов
России" (октябрь 1996 г., Омск, третий состоялся в Ишиме Тюменской
области в октябре 1997 г., четвертый и пятый в Омске в ноябре 1999 г. и
октябре 2003 г.), научную конференцию "280 лет Омску: история и
современность" (1996), пять Всероссийских научно-практических
семинаров "Досуг. Творчество. Культура" (1998–2002) и другие, на которых
большое место заняли проблемы этнографии городского населения, а также
вопросы интеграции культурологических и этнографических
исследований культуры городов. Эти же проблемы активно дискутировались в
Омске на второй Всероссийской научной конференции "Культура и
интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII–ХХ вв.)" (ноябрь 1995
г.), на IV Международной научной конференции "Россия и Восток: проблемы
взаимодействия" (май 1997 г.), на V конгрессе этнографов и антропологов
России (июнь 2003 г.), на которых работали соответствующие секции.
Омским государственным университетом, Омским
филиалом Объединенного института истории филологии и философии СО РАН и
Сибирским филиалом Российского института культурологии с 1999 г.
издается российский научный журнал "Культурологические исследования в
Сибири", на страницах которого печатаются статьи по культуре городов в
разделах "Историко-культурные исследования", "Культурологические
исследования города и городского пространства", "Исследования
традиционно-бытовой культуры" и "Региональная культурная политика".
Еще раз
подчеркнем, что этнография, как и другие гуманитарные науки, изучающие
социокультурные свойства, структуры, процессы, связи и отношения,
сегодня должна, исходя из потребностей российского общества, сделать
основным объектом своих исследований городское население. Именно оно во
многом определяет в наше время ход социокультурных, в т. ч. и
этнокультурных, процессов в России в целом и в ее отдельных регионах.
Если
говорить об этнографическом изучении городского населения Сибири второй
половины XX – начале XXI вв., то, возможно, следует выделить два
периода. Первый период охватывает 1950–1960-е гг. и характеризуется
изучением истории заселения Сибири выходцами из европейской части
России, демографических процессов, хозяйственных занятий и разных сторон
материальной культуры, отдельных явлений духовной культуры (в основном
архитектуры). В это время работа проводилась в основном историками,
демографами, искусствоведами и в очень малой доле этнографами. То есть
фактически о каком-то значительном изучении этнографии горожан Сибири в
те годы говорить не приходится.
Второй
период начинается с 1970-х гг. и продолжается по настоящее время. Он
характеризуется проведением целого ряда исследований по этнографии
городского населения Сибири именно силами этнографов.
В этом периоде можно выделить два
этапа: первый – 1970–1980-е гг. – тогда этнографические исследования
горожан этнографами были единичными; второй – с начала 1990-х гг. по
настоящее время, на этом этапе появились монографические исследования
этнографов главным образом по культуре горожан. Во втором
периоде увеличился и объем работ
историков и искусствоведов по этнической истории и культуре городского
населения Сибири, в которых находили отражение некоторые этнографические
аспекты.
Теперь немного о некоторых теоретических
подходах к проблеме городской культуры, когда в ней рассматривается и
место традиционно-бытовой (народной) культуры в социокультурном
пространстве городов, и в целом этнического фактора.
Так, О.Г. Севан обосновывает
культурологический подход к изучению социокультурной среды поселений, в
т. ч. городов и городских поселков, и рассматривает необходимые
направления исследования социокультурного плана территорий, поселений и
культурных ландшафтов. Этот ученый определяет следующие направления:
1) выявление историко-культурных регионов и
их границ, изучение процесса заселения территорий и расселения различных
этнических групп, географии местности, наличия локальных элементов
культуры;
2) изучение культурной среды и культурных
ландшафтов как в исторических, так и современных аспектах;
3) осмысление значимых социокультурных
принципов и механизмов их формирования во времени; выявление
социокультурной типологии поселений и их историко-культурных зон;
4) выявление методом сравнения изменений
исторических функций всех территорий (включая отдельные кварталы крупных
городов) и важных составляющих элементов территории.
5)
изучение социальной стратификации населения в историческом и современном
аспектах, выявление образа и стиля жизни различных социальных групп
населения, осуществление диагностики социокультурной ситуации и
генеалогий семей;
6) проведение диагностики и оценки степени
"…изменчивости образа и стиля жизни различных групп населения сегодня",
выявление социально-культурных и демографических характеристик;
7)
изучение миграционных процессов, которые усложняют образ жизни населения
городов и пригородов, вызывают психологические стрессы, активное
строительство, привнесение в культуру иноэтничных элементов и т. д.;
8) учет реальных возможностей разных
религиозных конфессий в формировании культурной среды поселений;
9) анализ социально-экономического и
политического характера принимаемых властями решений с учетом
психологических и этноантропологических характеристик городского
населения, а также с учетом культуры хозяйствования, правовых норм,
особенностей историко-культурных земель1.
Представляется, что выделенные О.Г. Севан
направления изучения социокультурной среды поселений, в т. ч. городов и
в целом историко-культурных регионов, достаточно полно учитывают и роль
этнического фактора. Это выразилось в частности и в определении
дефиниций "историко-культурный регион", под которым данным ученым
понимается "…территория, район, характеризующийся общностью природных,
этнотерриториальных, исторических, архитектурно-пространственных и
ландшафтных параметров и соответствующих определенному временному
периоду сложения этноса или иной территориальной общности людей"2.
Важной представляется в этом плане проблема
взаимодействия в городах сельской и городской культуры, особенно в
условиях массовых миграций сельчан в города. Д.А. Алисов, изучая эту
проблему на материалах 1930-х гг., пишет: "Пополнение городского
населения шло ускоренными темпами главным образом за счет вынужденной
массовой миграции сельского населения, которое, вторгаясь в городскую
среду, во многом нарушало историко-культурные традиции города как
системы, зачастую превращая его в "большую деревню". В этих условиях в
сибирских городах все большее распространение получает гибридная
культура. Гибридная (квазиурбанистическая, или квазигородская) культура
возникает в составе культуры города как результат неполной и искаженной
адаптации традиционной сельской культуры к "новым" условиям урбанизации.
Наиболее интересными в этом плане являются выводы В.Л. Глазычева
о формировании в советских условиях особого типа культуры, возникающей
на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков
городского типа и рабочих окраин больших городов, которые автор
характеризует удачным термином "слобода". Типичными образцами "слободской"
(или гибридной) культуры являлись рабочие окраины городов – центров
Сибири, например такие, как Порт-Артур в Омске. Здесь царили
традиционные нравы, уходящие корнями к сельскому быту и "отягощенные"
городскими привычками"3. И при этом Д.А. Алисов на примере
Омска показывает сохранение в этом сибирском городе многих черт
сельского быта, связанного и с бытованием в городе сельского хозяйства,
в т. ч. животноводства: в Омске в середине 1930-х гг. находилось более
5 тыс. лошадей, 10 тыс. голов крупного рогатого скота, 16 тыс. свиней,
около 3 тыс. коз и овец4.
В методологическом плане важное значение в
исследовании традиционно-бытовой культуры горожан имеют в целом все те
теоретические разработки, которые были сделаны отечественными этнологами
в последние десятилетия относительно историко-культурных общностей,
этничности, сфер народной культуры и т. д. Пересказывать их здесь,
наверное, нет смысла. Их нужно применять при изучении культуры
городского населения. Обратим только еще внимание на выделенное С.А.
Токаревым понятие "индустриально-городская культура"5 и на
развернутую трактовку его В.А. Дмитриевым, выявление им черт этого слоя
культуры горожан. В.А. Дмитриев рассматривает индустриально-городскую
культуру "…как способ сохранения национального (этнического) своеобразия
вещных памятников и идей в условиях деэтнизирующего промышленного
производства при разрушении традиционно-бытовой культуры"6. В
индустриально-городскую культуру он включает те компоненты культуры,
которые не относятся к традиционно-бытовой культуре, "…состоят полностью
или частично из предметов промышленного производства или индивидуального
творчества, но не теряют при этом этнокультурной привязки в силу
подчинения нормам традиции, имеющим глубокие исторические формы"7.
Все это приводит нас к убеждению в необходимости дальнейшего, более
широкого и глубокого изучения действия этнических свойств, процессов,
отношений, связей и т. д. в сферах традиционно-бытовой и
индустриально-городской культур в поселениях городского типа.
_________________________
1
Севан О.Г. Социокультурная среда поселений: культурологический подход //
Городская культура Сибири: история и современность. – Омск, 1997. – С.
52–59.
2
Там же. – С. 53.
3
Алисов Д.А. Омск и города Западной Сибири: основы тенденции
социокультурного развития 1930-х гг. // Катанаевские чтения. – Омск,
2003. – С. 193.
4
Там же. – С. 195.
5
Токарев С.А. О задачах этнографического изучения народов индустриальных
стран // Сов. этнография. – 1967. – № 5. – С. 136.
6
Дмитриев В.А. К определению характеристик понятия
"индустриально-городская культура" // Этнокультурные процессы: традиция
и современность. – Л., 1991. – С. 49.
7
Там же. – С. 48–49.
Назад ||
Главная ||
Карта сайта |