Назад || Главная || Карта сайта


В.Ю. Вануйто

Тобольск, государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева

Праздники обдорского населения XVIII – начала XX века


Праздники – неизменные спутники жизни человека, семьи. Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае – свои традиции, нормы, способы их воплощения, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. С конца XVIII – начала XX вв. в культурной жизни Обдорского севера, наряду с православными праздниками, развивается новый тип увеселительных мероприятий – "Праздничные вечера". Они разделяются на литературно-музыкальные, литературные, танцевальные вечера, благотворительные спектакли, бал-базар, гостеванье.

Вечеринки, спектакли, литературно-музыкальные вечера проходили в домах купцов, мещан, библиотеках. Устроителями этих мероприятий были как домохозяева, где они проходили, так и "местные учителя, учительницы и политссыльные и несколько личностей из зырян и обдорян"1. На этих вечеринках собирались вместе представители разных слоев сельского (городского) общества.

Приемы званых гостей у обдорских северян устраивались по семейным праздникам. В богатых купеческих, мещанских и чиновных домах проводили званые обеды по случаю приезда важных должностных лиц, известных путешественников, ученых: "На вечере у городского старосты г-н Гетте, по просьбе гостей, экспромтом прочитал лекцию о значении Обь-Белковского пути и отличии его от всех других традиционных путей. На этом вечере было положено начало фонду для устройства при Березовском уездном училище местного музея, назначение которого будет собирание всего наиболее интересного, имеющего отношения к Березовскому уезду. Собрано 50 р., Гетте на будущий музей пожертвовал 25 р."2.

На литературно-музыкальные вечера дом наполнялся посетителями до такой степени, что все скамейки были заняты сидящим, ходящим и гуляющим народом, производящим пыль, духоту и тот особый гул, который всегда сопровождает толпу собравшегося народа.

Проведение литературных вечеров "состоит в том, что посредством их скорее можно знакомить публику со всем, что выходит лучшего и наиболее интересного в печати. Литературные вечера, если бы они составлялись почаще, могли бы некоторым образом заменить чтение книг"3. На литературных вечерах читались статьи из журналов "Русское слово", "Сын Отечества", "Семейные вечера", "Воскресный досуг", из газет "Голос", "Северная почта", "Биржевые ведомости", "Русские ведомости" и т. д. Эти вечера превратились в кружок любителей чтения. Тут преимущественно участвовали учителя березовского уездного училища". Этим вечерам была свойственна спокойная повествовательная форма. Последовательно освещались важные события, исторические факты и новые явления политической и культурной жизни.

Говоря о театральной жизни северян, можно к ней отнести любительские спектакли, которые приурочивались к праздникам: "спектакль, конечно, больше может нравиться публике, чем литературный вечер. Но, во-первых, со спектаклем больше хлопот, и постановка театральная требует порядочных расходов"4. Учредителем спектакля в 1858 г. был военно-окружной начальник Колпаковский, который вложил некоторые свои средства. В 1864 г. распорядителем стал П.В. Шалашников, который поставил около пять спектаклей, сбор "поступил в пользу женской школы"5. В 1900 г. Енбаев "вложил много энергии и любви во взятое им на себя трудное дело"6. Спектакли ставились на Рождество Христово, во время Святок, на Пасху, а также в дни других церковных праздников, в основном с благотворительной целью, деньги поступали в фонд учащимся.

В Обдорске за зимний период было поставлено 8 спектаклей и проведено несколько танцевальных вечеров7. Спектакли ставились по пьесам А.Н. Островского "Не в свои сани не садись", "Поздняя любовь", Н.В Гоголя "Женитьба", водевили вроде "Булочная", "Моти", "Жилец с тромбоном", Манефельда "И он во всем виноват"8, Андреева "Дни нашей жизни"9. Посмотрев спектакли, местные журналисты делились своими впечатлениями: "Поставили "Женитьбу" Гоголя – ничего, сошла чрезвычайно недурно. Главные роли Подколесина, Кожарева, Яичницы и Жевакина очень удачно были выполнены гг. Иконниковым, Поповым, Афанасьевым, Кожевниковым. Женские роли свахи, невесты и ее тетушки весьма удовлетворительно исполнили госпожа Ламони, Попова и Новконская"10.

В газете "Сибирский листок" появилась статья, где восторженно описывается постановка спектакля, которая собрала большую публику: "играют пьесу Островского "Поздняя любовь", серьезную и требующую обдуманной игры и любовного отношения к делу, и играют ее так, что собравшаяся на спектакль многочисленная публика шумно и восторженно выражает свое удовольствие, свою благодарность артистам"11. Зрителям такие увеселения нравились: "Публика осталась довольна исполнением и спектаклем вообще, тем более что такое разумное развлечение так редко бывает"12. Зрителями спектаклей были представители и коренной национальности.

На вечеринках устраивались танцы, как-то по подписке были устроены в общественном доме два танцевальных вечера; на каждом из них собиралось с детьми более 40 чел. Подавались чай, десерт, сухая закуска и ужин, состоявший из двух блюд. Танцевальные вечера на севере было так же сложно организовать, как и другие увеселения, в связи с низкими доходами, которые не оправдывали высоких расходов: "содержатель буфета жаловался на недостаток выручки, для карт поставлены были только три стола"13. На танцевальных вечерах пользовались популярностью полька, кадриль: "Кадриль едва составилась в 15 пар, легкие танцы шли не так шумно и оживленно"14.

Более богатые купцы устраивали танцевальные вечера у себя дома. Увеселительные вечера организовывались с целью приобретения определенного имиджа в обществе, для благотворительности, а не с целью заработка денег; наоборот, большинство мещан и купцов могли разориться, проводя подобные увеселения. Собранные деньги шли в пользу училищ, школ, тобольской Мариинской женской школы и т. д. За вход на бал-базар платили: с одного 25 к., с семейством – 50 к. Вещей было распродано на сумму 47 р. 50 к. Всего выручено было в 1863 г. – 90 р.15. На литературно-музыкальный вечер первые места (стулья) стоили 50 к., вторые (скамьи) – 25 к., места за стульями – 15 к. Собрано было всего 25 р. В 1865 г. это удовольствие обошлось обществу 39 р.16. В октябре 1865 г. на розыгрыше лотереи было выручено до 30 р. серебром. Судя по приведенным материалам и цифрам, можно сказать, что культурные мероприятия были местом увеселений не только мещан, чиновников, купцов, но и бедных, а также коренного населения.

В культурную нишу Обдорского севера вошли карточные игры, в которые играли не ради денег, а ради забавы. Не требуя умственного напряжения, они служили семейным развлечением и средством дружеского общения. Карточная игра символизировала мирную, уютную атмосферу. За ней, отдыхая, жители коротали время. Популярными карточными играми были "винт" и "преферанс".

Рождество у обдорских северян было самым почитаемым праздником православного календаря, продолжавшимся три дня. В селениях проходили массовые "гулянки кумпаниями", молодежь ходила по домам "со звездой", славила Христа, пела, желала хозяевам всех благ в течение года: "в Рождество даже древние старушки выскребались с печи и веселились вместе со всеми"17. Рождественские, "святочные" вечера едва ли не самое веселое время по окончании трудового года. К этому времени "крестьянин успел закончить свои важные дела; теперь ему можно немножко отдохнуть от трудов, можно повеселиться"18.

Новый год встречали "все сословия вместе, для чего устраивали вечер по подписке. В начале вечера гости, умеющие танцевать, танцуют немного под музыку, состоящую из скрипки и контрабаса (оба музыканта – самоучки) и гармонии. А потом все больше забавляются простонародными играми: хороводом, гуськом, а также поют песни, самая любимая песня "Как на матушке на Неве-реке"19. Новыми видами развлечения стали розыгрыши лотерей, которые проводились в школах, училищах. Устроителем этих мероприятий были учителя, смотрители школ: "Справедливость требует еще добавить, что как на бале-базаре, так и на лотереи весьма рельефно выдавалась личность учителя приготовительного класса г. А., который, как холостой человек, довольствуясь средствами, не скажу с большим избытком, по крайней мере, с маленьким остатком, употребил заметную часть его пожертвования на школу. Да и вообще, надобно сказать, что г. А., никогда не отказывается от пожертвований на благое дело"20. На вечере розыгрыша лотереи принимали участие "как из чиновного класса почти все, так и из купечества и некоторые из других сословий"21. В лотерее разыгрывались "вещи, приготовленные ученицами в продолжение академического года"22.

Народные "увеселения" в целом выполняли в XVIII – начале XX вв. важную роль: они были направлены на восстановление сил человека, способствовали консолидации родственных и духовных общностей, общины, коллектива и являлись одной из форм реализации функции последних как носителей общественного мнения, хранителей культурных и трудовых традиций. Отличительные черты праздников северян – массовость, вовлеченность в праздничное действо всех членов коллектива без различия пола, возраста и социального статуса. Таким образом, посредством праздника и совершения праздничных ритуалов приобщалось все селение к возрождению и возвращению "иномирия".

_________________________

 

1 Государственный архив Омской области (далее – ГАОО). Ф. 347. Оп. 1. Д. 3 Л. 4.

2 Сиб. листок. – 1900. – № 101.

3 Тоб. губ. ведомости (далее – ТГВ). – 1863. – № 33.

4 Там же. – № 33.

5 Там же. – 1864. – № 3.

6Сиб. листок. – 1900. – № 92.

7 ГАОО. Ф. 347. Оп. 1. Д. 3. Л. 5.

8 ТГВ. – 1864. – № 31; 1865. – № 46; Сиб. листок. – 1900. – № 92; 1902. – № 101.

9 ГАОО. Ф. 347. Оп. 1. Д. 3. Л. 5.

10 ТГВ. – 1864. – № 31.

11 Сиб. листок. – 1900. – № 92.

12 Там же. – 1902. – № 101.

13 ТГВ. – 1863. – № 33.

14 Там же.

15 П-ровский Н. Бал-базар // ТГВ. – 1863. – № 41. – С. 349.

16 ТГВ. – 1863. – № 33.

17 Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. – СПб., 1865. – Т. 1. – С. 40, 45.

18 Костров Н. Святки в Минусинском округе Енисейской губернии // Зап. Сиб. отдела Рус. географ. о-ва. – СПб, 1858. – Кн. 5.

19 ТГВ. – 1888. – № 31.

20 П-ровский Н. Бал-базар. – С. 342.

21 Там же.

22 Там же.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz