Назад || Главная || Карта сайта


О.И. Васильева

Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН

Учебные заведения Казани: вклад в формирование удмуртской интеллигенции


Казанский учебный округ в XIX – начале ХХ вв. объединял территории со сложным полиэтничным и этноконфессиональным составом населения, включавшим в себя представителей различных народов: удмуртов, русских, татар, марийцев, башкир, чувашей, бесермян и др. Поэтому закономерен тот факт, что центром подготовки интеллигенции поволжских народов в этот период стала Казань – один из крупнейших российских научных, учебных и культурных центров.

Формирование удмуртской интеллигенции началось во второй половине XIX в. с подготовки учителей для начальных удмуртских школ в рамках просветительской системы Н.И. Ильминского, предусматривавшей использование родного языка в инородческих школах. В целях реализации программы, требовавшей значительного количества подготовленных учителей из среды нерусских народов, создаются специальные учебные заведения – инородческие учительские семинарии.

Казанская инородческая учительская семинария, открытая в 1872 г., занимала центральное место в системе "христианского просвещения" и сыграла важную роль в подготовке удмуртской интеллигенции. Она представляла собой закрытое четырехгодичное учебное заведение, главной задачей которого являлась подготовка учителей-миссионеров. Большинство учащихся являлись выходцами из крестьянской среды, что, безусловно, сказывалось на уровне их подготовленности. Адаптации удмуртов к городским условиям, к требованиям учебного процесса способствовало открытие в 1888 г. начальной удмуртской школы при семинарии.

Несмотря на миссионерскую направленность и закрытый характер семинарии, революционно-демократический подъем начала ХХ в. оказал влияние на общественно-политические взгляды ее учеников и учителей. Создание тайной библиотеки, издание нелегальных ученических журналов, организация нелегального кружка самообразования в 1905–1909 гг. – все это свидетельствовало о проникновении демократических и социалистических идей в их среду. В 1910 г. семинаристы предъявили требования к администрации упразднить закрытый характер учебного заведения, расширить программу по физико-математическим предметам до уровня гимназии, открыть доступ в фундаментальную научную библиотеку, отменить обязательное посещение церкви и запрет на посещения театров, разрешить организовывать вечера самодеятельности1.

С 1872 по 1918 гг. Казанская семинария, по данным А.Н. Кутявина, подготовила почти 200 учителей для начальной удмуртской школы. Выпускниками семинарии были известные впоследствии деятели удмуртского просвещения и культуры И.С. Михеев, И.В. Яковлев, И.В. Васильев, Г.П. Прокопьев, М.П. Прокопьев – авторы первых учебников для удмуртских школ, первых удмуртских художественных произведений, исторических и этнографических работ. Активное участие преподаватели и учащиеся принимали в деятельности переводческой комиссии при братстве святого Гурия. Помимо книг религиозно-нравственного содержания, ими выпускалась и учебная литература.

Демократический настрой, накопленный в научной и педагогической сфере опыт, стремление работать на пользу своему народу позволили удмуртской интеллигенции в 1917 г. активно включиться в общественно-политическую и просветительскую деятельность. После Февральской революции удмуртская интеллигенция в Казани объединилась в Национальное общество удмуртов. Председателем общества стал И.С. Михеев, секретарем М.П. Прокопьев. Общество ставило перед собой задачи изучения удмуртского языка и на этой основе – создания удмуртского литературного языка, расширение издательской деятельности. В то же время его члены участвовали в решении практических вопросов просвещения удмуртов. На состоявшемся в Казани в мае 1917 г. съезде мелких народностей Поволжья они приняли "Временные правила для начальных школ среди вотского населения", составленные И.С. Михеевым2.

В 1918–1920-х гг., в период подготовки к созданию удмуртской автономии, возросла роль Казани в развертывании издательского дела на удмуртском языке, в выпуске научной, научно-популярной, социально-экономической и общественно-политической литературы для удмуртов. На базе переводческой комиссии создается издательский подотдел Удмуртского комиссариата. Его редактор И.В. Яковлев так характеризовал деятельность удмуртской интеллигенции в Казани: "Они как бы являются несменными часовыми-караульщиками у самого главного народного достояния – у родного языка его. В то время как на местах, главным образом в Глазовском и Сарапульском уездах, шли всевозможные кривотолки о путях просвещения вотяков и доходили до того, что спасение вотяков видели в полном обрусении их, а потому отрицали и участие родного языка в этом деле, – в это время казанские работники бессменно держали одно знамя, на котором красовался лозунг "Удмурт калыклы удмурт кыл" ("удмуртам удмуртский язык")"3. При Казанском издательском подотделе функционировала научная комиссия по изучению удмуртского языка.

После образования в 1920 г. Удмуртской автономной области центр культурно-просветительной и издательской работы переместился туда. Однако в условиях ускорения темпов подготовки интеллигенции, при неразвитости сети и структуры учебных заведений в Удмуртии, где не было ни одного вуза, необходимость подготовки национальных кадров в вузах других городов не только сохранялась, но и возрастала.

В 1923 г. в учебных заведениях Казани обучалось 124 удмурта. На 1 января 1928 г. студентов из Удмуртии в вузах страны насчитывалось 352 чел. По городам их количество составило: в вузах Москвы – 85, Ленинграда – 22, Казани – 197, Вятки – 21, Перми – 16, Свердловска – 2, в вузах других городов – 9 (в данные включены сведения об обучавшихся на рабфаках)4. Таким образом, почти 60 % удмуртов, обучавшихся за пределами Удмуртии, получали образование в учебных заведениях Казани.

Подготовка национальных кадров осуществлялась не только на общих факультетах и отделениях, для удмуртов были открыты специальные национальные отделения при рабфаке Казанского университета и в Восточном педагогическом институте. Если в 1924 г. на рабфаке обучалось 18 удмуртов, то в 1928 г. – уже 131, в Восточном пединституте в 1924 г. насчитывалось 3, а в 1927 г. – 43 студента-удмурта5. Наряду с изучением общих дисциплин, студенты национальных отделений изучали родной язык, этнографию, географию, историю региона. В педагогическом институте существовала кафедра финно-угорского языкознания и финно-угорских литератур, кабинет удмуртоведения. Кабинет национальных языков и литератур был создан и в университете. Среди преподавателей удмуртских отделений продолжали свою деятельность И.В. Яковлев, И.С. Михеев и др.

Плохие материально-бытовые условия, слабое здоровье, неудовлетворительная подготовка затрудняли жизнь и учебу удмуртов. Адаптации студентов способствовала помощь со стороны удмуртского правительства (пайки, стипендии, лечение), но она была недостаточна. Соответственно сохранялся большой отсев учащихся. Так, в 1929 г. на рабфак университета поступило 200 удмуртов, а закончило его 20 чел.

На воспитание национально-патриотических чувств, подготовку к работе среди своего народа была направлена деятельность землячеств, научных кружков. В 1923 г. в Казани образован филиал научного общества по изучению удмуртской культуры "Боляк", созданного в Москве К.П. Гердом, студентом Высшего литературно-художественного института. В него вошли 30 учащихся и преподавателей, председателем стал И.С. Михеев, секретарем – Л. Векшина (Ашальчи Оки) – первая удмуртская поэтесса, студентка медицинского факультета Казанского университета. Члены общества занимались изучением истории, этнографии и языка удмуртов, собирали народные предания, сказки, пословицы, песни, материалы по революционному движению среди удмуртов, по состоянию их хозяйства. Научные доклады, сделанные на собраниях общества: "Реализация вотского языка и его возможности" (А. Семакин), "Будущее вотяков" (И.В. Яковлев), "Вотское учительство прежде и теперь" (И.С. Михеев) и другие, доказывали необходимость изучения истории, развития удмуртского языка, национальной школы.

В 1930-е гг. количество студентов-удмуртов в Казани снизилось, что было связано, прежде всего, с открытием вузов в Удмуртии, ликвидацией системы выделения мест в центральных вузах для националов. Отделение удмуртского языка и культуры Восточного пединститута было переведено в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, удмуртское отделение рабфака Казанского университета – в Ижевский индустриальный рабфак. Тем не менее и в последующие годы учебные заведения Казани принимали немало уроженцев Удмуртии. Исторические связи, территориальная близость, наличие разнообразных учебных заведений с широким спектром специальностей, с высококвалифицированным педагогическим персоналом делали Казань привлекательной для молодежи Удмуртии. Немаловажное значение имело и состояние городской среды, наличие широких возможностей для культурного развития (музеи, библиотеки, театры, другие культурные учреждения).

_________________________

 

1 Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка, литературы (УИИЯЛ). РФ. Оп. 2-Н. Д. 102. Л. 13.

2 Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. Р–1072. Оп. 1. Д. 1. Л. 21.

3 Там же. Ф. 103. Оп. 1. Д. 5. Л. 16 об.

4 Там же. Ф. Р–891. Оп. 1. Д. 2. Л. 7; Ф. Р–195. Оп. 1. Д. 664. Л. 17.

5 Бехтерева Л.Н. Роль учебных заведений Казани в подготовке кадров национальной интеллигенции в 1920-е гг. // Материалы краеведческих чтений, посвященных 135-летию Общества естествоиспытателей при Казан. гос. ун-те, 110-летию со дня рождения М.Г. Худякова. – Казань, 2004. – С. 257.


 

* Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям".

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz