Назад || Главная || Карта сайта


И.В. Виниченко

Омск, государственный институт сервиса

Костюм как отражение повседневной жизни


Внешний облик человека несет информацию о его статусе в обществе, о его отношении к себе и окружающему миру, о повседневных потребностях.

Костюм – самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они – климатические, социальные, национальные и эстетические – ярко выражены в многообразии костюмов.

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, макияж.

Каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получившим свое образное выражение в искусстве костюма. Большие и малые события в мире, стране, направления поэзии и прозы, научные открытия и технические совершенствования, прогресс транспорта – все это отражается на формах костюма, творит то, что называется модой.

Существуют мировые тенденции в моде, которые трансформируются в каждой отдельно взятой стране в зависимости от ее общественной жизни. Сосредоточием моды, как правило, является политическая и культурная столица страны, и лишь затем мода распространяется по другим территориям. Провинциальная мода несет в себе черты, характерные для данного города, являясь частью культуры повседневности в истории культуры государства в целом.

Мода XX в. в процессе своего развития претерпела значительные трансформации, но мода периода 1960-х гг. наиболее цитируема дизайнерами всего мира. Чтобы разобраться, в чем причины постоянного обращения к данному периоду, необходимо обратиться к истории послевоенных лет. Для этого времени характерны: научно-технический прогресс во всех областях человеческой деятельности, разделение мирового сообщества на два лагеря по политическим принципам, освоение космоса, развитие молодежных движений, появление новых направлений в области кинематографии, живописи, дизайна и других областях культурной жизни общества. Все это не могло не найти отражения в костюме того периода. Основные достижения в области дизайна костюма – развитие молодежной моды как отдельного ее направления, развитие конструктивного минимализма в одежде, появление космической темы в модных коллекциях.

К началу 1960-х гг. молодежью являлись те люди, которые родились во второй половине 1940-х гг., т. е. как раз во время окончания Второй мировой войны. И пусть до начала 1950-х гг. это были всего лишь несмышленые дети, зато к началу следующего десятилетия это было поколение, лицезревшее такие вещи, как гонка вооружений, "холодная война" да и вообще противостояние двух сверхдержав.

Повсеместное распространение демократических свобод как раз и привело к тому, что доселе безмолвные юноши и девушки во весь голос заявили о своем существовании и открыто высказали свое мнение.

В протест сложившейся общественной культуре появились молодежные движения, которые можно назвать одним словом контркультура.

Понятие "контркультура" появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен – контркультуру.

Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами: Во-первых, это механизмы социального или макроуровня. Они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени.

Во-вторых, механизмы индивидуального или микроуровня. Одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.

В числе первых молодежных контркультур битники, заложившие основные принципы миросозерцания хиппи, т. е. отрицательное отношение к доминирующей культуре, пропаганду бродяжничества, поиск духовных союзников в культурах различных народов, не затронутых ходом цивилизованного развития, поиск новых форм самовыражения через музыку, литературу, сексуальную свободу, использование психоактивных веществ.

Хиппи как контркультура 1960-х в целом явились самым массовым за всю мировую историю – никогда до этого и никогда после сотни тысяч людей не отвергали так яростно ценности и уставы господствующей культуры. Несмотря на то что движение хиппи очень быстро превратилось для многих в "модное" и было коммерциализировано, оно в итоге сильно повлияло на становление современного западного общества.

Э.Я. Баталов в книге "Философия бунта" (М., 1973), описывая изменения, происходящие в обществе, указывает на то, что прогрессирует сокращение временного разрыва между научным открытием и внедрением его в массовое производство, формирующее культуру быта. Это означает, что вещный мир, на котором воспитываются поколения, меняется теперь очень быстро. Время, когда собравшихся под отцовской крышей несколько поколений окружали одни и те же вещи, когда отцы и дети учились по одним и тем же учебникам, разделяли общие потребительские идеалы, – эти времена канули в прошлое, теперь каждое поколение имеет свой собственный вещный мир, часто очень непохожий на тот, в котором жили предшествующие поколения. Результатом этого оказывается попытка молодежи утвердить свою собственную субкультуру.

Социальные революции, которые произошли в 1960-е гг., перевернули не только представления о порядке и справедливости, но и о представления о красоте и моде, ведь на манеру поведения и манеру одеваться, т. е. собственно на моду, оказывает влияние всё.

Шестидесятые года прошлого века материализуются в различных событиях и предметах, отражаясь в витринах магазинов, теле- и киноэкранах, овеществляясь в модных коллекциях одежды и аксессуаров, навевая образы людей, ставших историей.

Рассматривая послевоенный период в истории России можно отметить тоже очень значимые вехи. После окончания войны в страну рекой потекли трофейные платья, мех и косметика. Возобновился выпуск популярного "Журнала мод". Для фотосессий часто привлекали знаменитых артисток.

Однако эйфория подражания западной моде длилась очень недолго. В 1947 г. президент США Трумэн объявил о своей оппозиции коммунистическим режимам, началась холодная война, а вместе с ней долгий, длинный, до смерти Сталина, период художественного застоя в советской моде.

Холодной войне на фронтах моды была посвящена статья в журнале "Советская женщина" (№ 2 за 1949 г.), автор которой отмечал стремление советских людей быть одетыми красиво, но по-нашему; размышлял о том, что советские художники-моделисты в состоянии создать стиль костюма, удобный, красивый и полностью соответствующий культуре социалистического общества; мечтал, чтобы женщины других стран любовались нашими костюмами и подражали нам.

Одновременно в СССР спонтанно возникло движение молодежной моды, которое назвали "стиляжничеством". Стиляги беспрекословно следовали последним веяниям западной моды, что выражалось в появлении нижних юбок из нейлона, высоких платформ, взбитых "коков" волос и новых тенденций в танцах и музыке. Модный в США танец "буги-вуги", пользовавшийся у "стиляг" огромной популярностью, вызвал море критических статей и фельетонов.

После смерти Сталина в 1953 г. железный занавес немного приподнялся, начались контакты с внешним миром. Советские балетные группы впервые получили возможность гастролировать за рубежом, что привело к появлению на черном рынке иностранного ширпотреба. Показ художественных фильмов "заграничного производства" позволил зрителям поближе познакомиться с западным образом жизни.

Лишь во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. советские люди впервые встретили настоящих иностранцев, увидели вблизи их одежду, услышали их музыку.

Молодежные движения в СССР имели свои временные рамки и свои формы проявления, но их результатом стало так же заявление молодежи о своих взглядах на жизнь, своих вкусах в различных видах искусства, в т. ч. и в одежде.

Культура России в период "оттепели" – это знак пересмотра эстетики прежних лет, поэтому не случайно обращение к этому этапу развития общества во время динамичных изменений в общественной и повседневной жизни человека в современных условиях.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz