Назад || Главная || Карта сайта


Н.И. Вяткина

Омск, Центральная городская библиотека

Культурный потенциал города: медиаинновации и успешные проекты
молодых библиотекарей Централизованной системы муниципальных библиотек Омска


Анализ социокультурной жизни Омска позволяет говорить о позитивных тенденциях в развитии социальной и культурной среды мегаполиса, о возникновении неподдельного интереса к библиотекам со стороны властных структур, о повышении эффективности библиотечных программ и проектов, направленных на продвижение чтения среди омичей.

Новый формат деятельности Централизованной системы муниципальных библиотек (далее – ЦСМБ) Омска обеспечивается креативом и лидерством молодых, внедрением и использованием информационно-коммуникационных технологий, ориентированием на достижение общих целей и феноменом команды.

В деятельности Молодежного совета ЦСМБ Омска командный эффект выражен ярко. Образованный в 2002 г. Совет не просто объединил молодых специалистов одной из крупных библиотечных систем России, но и придал новый масштаб и звучание проектам ЦСМБ. Наша работа была высоко оценена администрацией города. В 2004 г. Молодежный совет стал лауреатом первой молодежной премии мэра Омска.

Развитое чувство "мы", высокая степень доверия друг к другу и совместные действия позволяют добиваться значимых результатов и реализации амбициозных планов.

В 2005 г. омским Городским советом была утверждена городская целевая программа "Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска" (2005–2010 гг.) с бюджетом в 39 815,6 тыс. р.

Молодые специалисты ЦСМБ приняли непосредственное участие в ее создании. Нами была разработана программа поддержки чтения "Омск, читай!", которая представляет один из разделов программы "Читающий город" (раздел 8. Продвижение чтения и популяризация Российского библиотечного фонда) и является основой годового плана работы Молодежного совета.

Реализуя проекты по продвижению чтения и повышению престижа книги и библиотеки, приоритет мы отдали презентационным формам, информационно-просветительским, благотворительным, Интернету и промоушн-акциям. При этом активно использовали возможности компьютерных и интернет-технологий, что, надеемся, позитивно отразилось на формировании информационной культуры горожан. Перечисленные формы продвижения книги позволяют нам позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий, мультимедиа и анимации помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах молодых омичей, ранее воспринимавших ее как устаревший формат и отдававших предпочтение Интернет- и медиаресурсам.

Удачной в этом плане мы считаем реализацию проекта "Библиомобиль", в рамках которого совместно с крупными книготорговыми организациями Омска была создана передвижная коллекция книг. В течение года коллекция перемещалась по муниципальным библиотекам и знакомила читателей-омичей с книжными новинками российских издательств. Старт "Библиомобиля" предварила презентация для читателей, состоявшаяся в Центральной городской библиотеке, на которую также были приглашены представители администрации Омска, руководители фирм, предоставивших книги для создания коллекции, заведующие библиотеками, общественность, СМИ. Сочетание элементов традиционного библиотечного обзора и электронной рекламы книги вызвало у аудитории желание прочесть представленные издания, а у партнеров, которым импонирует умение молодых библиотекарей ЦСМБ продвигать книгу, возник профессиональный интерес.

Современные телекоммуникационные средства и новые технологии дают библиотекарям огромные возможности разнообразить свою деятельность, сделать ее более эффективной и привлекательной. В условиях создания информационного общества одним из важнейших направлений деятельности Молодежного совета является профессиональное развитие и совершенствование молодых специалистов, формирование нового стиля работы, соответствующего реалиям времени и стратегическим задачам ЦСМБ.

Ежеквартально в течение 2005 г. в рамках комплексной программы поддержки и адаптации молодых специалистов "Лестница успеха" действовал креатив-класс "Авангард" – экспериментальная форма обучения персонала, ориентированная на демонстрацию и анализ собственных оригинальных проектов. Креатив-класс "Авангард" отличался от других форм обучения, представленных в системе повышения квалификации ЦСМБ. Здесь мы делали акцент на приобретение конкретных знаний и навыков для нестандартного и творческого выполнения определенной задачи, например разработки и реализации ярких акций, презентаций, праздников.

Опыт "Авангарда" показал, что молодые библиотекари Омска отдают приоритет работе в команде и корпоративным проектам. Так, к 60-летию Победы была подготовлена интернет-акция "Победа.ru", в которой приняли участие молодые специалисты пяти библиотек ЦСМБ – Муниципальной детской компьютерной библиотеки (инициатор акции), Центральной городской библиотеки, детской профилированной библиотеки "Отечество", библиотеки "Дом семьи", детской библиотеки № 19. Вниманию гостей библиотек, где проходила акция, были представлены путешествия по интернет-проектам, экспозициям книг, электронным ресурсам, детским рисункам, посвященным Великой Отечественной войне.

Формированию патриотического и гражданского самосознания омской молодежи был посвящен еще один корпоративный проект молодых библиотекарей (партнером выступил Омский областной театр юных зрителей) – информационно-драматическая композиция "Дети войны". Ярким эмоциональным компонентом проекта стал видеоряд, иллюстрирующий ужасы войны: разрушенные дома и дети, оставшиеся без родителей; тяжелый детский труд и дети, лишенные детства; дети в блокадном Ленинграде и в застенках фашистских концлагерей. Видеоряд проецировался на большой экран, в сочетании с музыкой и документальными фактами он позволил добиться желаемого эффекта: полностью завладеть вниманием аудитории и заставить сопереживать.

Проект "Дети войны" был реализован и в библиотеках, не оснащенных компьютерами (технику заимствовали в других библиотеках системы), что еще раз продемонстрировало возможности использования и необходимость внедрения информационных технологий в библиотечную практику, а также повышению престижа и авторитета библиотеки на своем микроучастке.

Популярность креатив-класса в системе стала абсолютной, но в какой-то миг он был уже не в состоянии удовлетворить все образовательные потребности специалистов ЦСМБ. В результате мы приняли решение вернуться к проекту "Школа молодых профессионалов «Библиодрайв»". В 2004 г. он победил в V Всероссийском конкурсе научных работ и инновационных проектов молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела в номинации "Реализованные проекты". Добавив к названию Школы слово "NEXT", мы дали проекту новую жизнь, разработали новые программу и структуру, которая в настоящий момент включает 4 класса: имидж-класс, креатив-класс, IT-класс и дизайн-класс. В течение года мы планируем проводить занятия в рамках школы, используя не только свои знания, но и привлекая специалистов из других организаций и учреждений, которые являются профессионалами в своей области.

Говоря о репутационном капитале библиотек системы, следует заметить, что именно команда молодых специалистов активно продвигает ЦСМБ на рынке индустрии досуга, успешно используя рекламные и пиар-технологии. Опыт Молодежного совета в области рекламы книги и библиотеки востребован не только в рамках программы профессионального развития специалистов ЦСМБ. В 2005 г. молодые лидеры выступили в качестве лекторов Регионального инновационного центра, занимающегося повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников культуры и искусства Сибирского региона.

Подобные факты дают право утверждать об эффективности и успешности деятельности Молодежного совета и о профессиональной состоятельности молодых специалистов. В свою очередь это позволяет рекомендовать создание подобных объединений в библиотечных системах других регионов. Склонность к групповой работе и неформальному общению является особенностью российского менталитета. Актуальность командообразования в сфере культуры дополняется фактом преобладания нематериальной мотивации сотрудников и высокой степенью развития корпоративной культуры, что в конечном итоге позитивно отражается на развитии библиотечного дела России.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz