Назад ||
Главная ||
Карта сайта
Анализ социокультурной жизни Омска позволяет
говорить о позитивных тенденциях в развитии социальной и культурной
среды мегаполиса, о возникновении неподдельного интереса к библиотекам
со стороны властных структур, о повышении эффективности библиотечных
программ и проектов, направленных на продвижение чтения среди омичей.
Новый формат деятельности Централизованной системы
муниципальных библиотек (далее – ЦСМБ) Омска обеспечивается креативом и
лидерством молодых, внедрением и использованием информационно-коммуникационных
технологий, ориентированием на достижение общих целей и феноменом команды.
В деятельности
Молодежного совета ЦСМБ Омска командный эффект выражен ярко. Образованный в 2002
г. Совет не просто объединил молодых специалистов одной из крупных библиотечных
систем России, но и придал новый масштаб и звучание проектам ЦСМБ. Наша работа
была высоко оценена администрацией города. В 2004 г. Молодежный совет стал
лауреатом первой молодежной премии мэра Омска.
Развитое чувство "мы", высокая степень доверия друг
к другу и совместные действия позволяют добиваться значимых результатов и
реализации амбициозных планов.
В 2005 г. омским
Городским советом была утверждена городская целевая программа "Читающий город.
Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска"
(2005–2010 гг.) с бюджетом в 39 815,6 тыс. р.
Молодые специалисты ЦСМБ приняли непосредственное
участие в ее создании. Нами была разработана программа поддержки чтения "Омск,
читай!", которая представляет один из разделов программы "Читающий город" (раздел
8. Продвижение чтения и популяризация Российского библиотечного фонда) и
является основой годового плана работы Молодежного совета.
Реализуя проекты по продвижению чтения и повышению
престижа книги и библиотеки, приоритет мы отдали презентационным формам,
информационно-просветительским, благотворительным, Интернету и промоушн-акциям.
При этом активно использовали возможности компьютерных и интернет-технологий,
что, надеемся, позитивно отразилось на формировании информационной культуры
горожан. Перечисленные формы продвижения книги позволяют нам позиционировать
чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека,
необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой
деятельности.
Использование информационно-коммуникационных
технологий, мультимедиа и анимации помогают сделать книгу привлекательной и
актуальной в глазах молодых омичей, ранее воспринимавших ее как устаревший
формат и отдававших предпочтение Интернет- и медиаресурсам.
Удачной в этом плане мы считаем реализацию проекта "Библиомобиль",
в рамках которого совместно с крупными книготорговыми организациями Омска была
создана передвижная коллекция книг. В течение года коллекция перемещалась по
муниципальным библиотекам и знакомила читателей-омичей с книжными новинками
российских издательств. Старт "Библиомобиля" предварила презентация для
читателей, состоявшаяся в Центральной городской библиотеке, на которую также
были приглашены представители администрации Омска, руководители фирм,
предоставивших книги для создания коллекции, заведующие библиотеками,
общественность, СМИ. Сочетание элементов традиционного библиотечного обзора и
электронной рекламы книги вызвало у аудитории желание прочесть представленные
издания, а у партнеров, которым импонирует умение молодых библиотекарей ЦСМБ
продвигать книгу, возник профессиональный интерес.
Современные
телекоммуникационные средства и новые технологии дают библиотекарям огромные
возможности разнообразить свою деятельность, сделать ее более эффективной и
привлекательной. В условиях создания
информационного общества одним из важнейших направлений деятельности Молодежного
совета является профессиональное развитие и совершенствование молодых
специалистов, формирование нового стиля работы, соответствующего реалиям времени
и стратегическим задачам ЦСМБ.
Ежеквартально в
течение 2005 г. в рамках комплексной программы поддержки и адаптации молодых
специалистов "Лестница успеха" действовал креатив-класс "Авангард" –
экспериментальная форма обучения персонала, ориентированная на демонстрацию и
анализ собственных оригинальных проектов. Креатив-класс "Авангард"
отличался от других форм обучения, представленных в системе повышения
квалификации ЦСМБ. Здесь мы делали акцент на приобретение конкретных знаний и
навыков для нестандартного и творческого выполнения определенной задачи,
например разработки и реализации ярких акций, презентаций, праздников.
Опыт "Авангарда"
показал, что молодые библиотекари Омска отдают приоритет работе в команде и
корпоративным проектам. Так, к 60-летию Победы была подготовлена интернет-акция
"Победа.ru", в которой приняли участие молодые специалисты пяти библиотек ЦСМБ –
Муниципальной детской компьютерной библиотеки (инициатор акции), Центральной
городской библиотеки, детской профилированной библиотеки "Отечество", библиотеки
"Дом семьи", детской библиотеки № 19. Вниманию гостей библиотек, где проходила
акция, были представлены путешествия по интернет-проектам, экспозициям книг,
электронным ресурсам, детским рисункам, посвященным Великой Отечественной войне.
Формированию
патриотического и гражданского самосознания омской молодежи был посвящен еще
один корпоративный проект молодых библиотекарей (партнером выступил Омский
областной театр юных зрителей) – информационно-драматическая композиция "Дети
войны". Ярким эмоциональным компонентом проекта стал видеоряд, иллюстрирующий
ужасы войны: разрушенные дома и дети, оставшиеся без родителей; тяжелый детский
труд и дети, лишенные детства; дети в блокадном Ленинграде и в застенках
фашистских концлагерей. Видеоряд проецировался на большой экран, в сочетании с
музыкой и документальными фактами он позволил добиться желаемого эффекта:
полностью завладеть вниманием аудитории и заставить сопереживать.
Проект "Дети войны" был реализован и в библиотеках,
не оснащенных компьютерами (технику заимствовали в других библиотеках системы),
что еще раз продемонстрировало возможности использования и необходимость
внедрения информационных технологий в библиотечную практику, а также повышению
престижа и авторитета библиотеки на своем микроучастке.
Популярность креатив-класса в системе стала
абсолютной, но в какой-то миг он был уже не в состоянии удовлетворить все
образовательные потребности специалистов ЦСМБ. В результате мы приняли решение
вернуться к проекту "Школа молодых профессионалов «Библиодрайв»". В 2004 г. он
победил в V Всероссийском конкурсе научных работ и инновационных проектов
молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела в номинации
"Реализованные проекты". Добавив к названию Школы слово "NEXT", мы дали проекту
новую жизнь, разработали новые программу и структуру, которая в настоящий момент
включает 4 класса: имидж-класс, креатив-класс, IT-класс и дизайн-класс. В
течение года мы планируем проводить занятия в рамках школы, используя не только
свои знания, но и привлекая специалистов из других организаций и учреждений,
которые являются профессионалами в своей области.
Говоря о репутационном капитале библиотек системы,
следует заметить, что именно команда молодых специалистов активно продвигает
ЦСМБ на рынке индустрии досуга, успешно используя рекламные и пиар-технологии.
Опыт Молодежного совета в области рекламы книги и библиотеки востребован не
только в рамках программы профессионального развития специалистов ЦСМБ. В 2005
г. молодые лидеры выступили в качестве лекторов Регионального инновационного
центра, занимающегося повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
работников культуры и искусства Сибирского региона.
Подобные факты дают право утверждать об
эффективности и успешности деятельности Молодежного совета и о профессиональной
состоятельности молодых специалистов. В свою очередь это позволяет рекомендовать
создание подобных объединений в библиотечных системах других регионов.
Склонность к групповой работе и неформальному общению является особенностью
российского менталитета. Актуальность командообразования в сфере культуры
дополняется фактом преобладания нематериальной мотивации сотрудников и высокой
степенью развития корпоративной культуры, что в конечном итоге позитивно
отражается на развитии библиотечного дела России.
Назад
||
Главная
||
Карта сайта |