Назад || Главная || Карта сайта


Г.Г. Волощенко

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Сибирский филиал Российского института культурологии

Досуг, город и модернизация


1. Досуг появился в Древней Греции ранних этапов развития как оппозиция философских школ официальной религии. Обозначая у Пифагора и Платона "божественную деятельность", он с VI–V вв. до н. э. в полисах стал основанием для нового социального института – школ. В IV в. до н. э. у Аристотеля досуг стал не высшим, а высоким земным явлением этической направленности мудреца, правителя. С III в. до н. э. из Рима идет местная редакция досуга – праздности, результат расправы римских жрецов и преторов над длительно сопротивлявшимися колониями "Великой Греции". Жрецы Древней Греции скрыли чуждую им восточную божественную деятельность под названием "гармония сфер". Этот миф был популярен в античности и Средние века.

2. На рубеже Средних веков и Нового времени закончилась энергетика "гармонии сфер" досуг-праздность осмеяли и заклеймили ученые эпохи Просвещения, высокий досуг теологи не приняли из-да близости с "высшим досугом" Платона. Ими был найден четвертый путь, в это время бурно развивалась теория научного и свободного времени, в нее в городах Европы и был вписан новый модернизационный термин "досуг" как синоним свободному времени или его части.

3. В России слово "досуг" появилось вместе со священниками Византии и обозначало "высшую деятельность", что и отражено в первом документе – "Кабале закладной" XIV в. Он отображался тремя словами – "досуг", "посуг" и "просуг", остальные слова дожили до XV, XVI вв.

4. Социология досуга в городах Сибирского Прииртышья отражена в работах Мельникова, Волощенко, Новаторова 1980–1990-х гг. Сибирским филиалом Российского института культурологии под нашим руководством в 1995–1996 гг. было проведено исследование досуга и культуры малого сибирского города на примере Тары, где было собраны 1 100 бюджетов времени основных групп населения, в т. ч. досуга. Есть необходимость повторить это исследование в период подъема экономического развития страны. В Омске проводились только локальные исследования отдельных групп населения, в основном подростков и молодежи. К 300-летию города, учитывая наличие аспирантов и молодых исследователей социокультурного профиля, реально проведение работы под условным названием "Культура и досуг сибирского мегаполиса в условиях глобализации и модернизации" на примере Омска.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz