Назад || Главная || Карта сайта


И.В. Зайцев

Омск, государственный аграрный университет

Образование Омско-Тарской епархии (начальный период)


Омская епархия как церковно-административная единица образовалась в 1895 г. На первом этапе своего оформления в ее состав входили Акмолинская и Семипалатинская области, весь Тюкалинский уезд, части Ишимского и Тарского уездов, Тобольская губерния с Ишимским духовным училищем, части Барнаульского и Змеиногорского уездов Томской губернии. Открыть самостоятельную Омскую епархию было решено на соборе архипастырей в 1885 г. По мнению духовенства, это способствовало бы возвышению религиозного состояния сибирских приходов, улучшило бы нравственное состояние населения, а также ослабило и искоренило раскол в проповеди слова Божьего в среде иноверцев-язычников. На момент образования Омской епархии в ней насчитывалось около 350 тыс. православного населения.

Территория Омской епархии равнялось более чем 1 млн кв. верст. В первый год своего существования Омская епархия обладала сравнительно малым числом церквей, из которых наибольшее количество находилось в пределах Тобольской губернии, как более густо населенной части новой епархии. С 1895 г. тихая жизнь обширной территории Омской епархии была нарушена. Сюда широким потоком хлынули сотни тысяч переселенцев из внутренних малоземельных российских губерний, преимущественно из Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, Херсонской, Орловской и др. Благодаря умеренному климату, глубоким плодородным черноземам и тучным травам, многие малообитаемые места Омской епархии были быстро заселены, образовались многочисленные поселения. Этот период можно назвать великим внутригосударственным переселением народов из России в Сибирь.

Коренное население Омской епархии в социальном плане составляли крестьяне и казаки. Также огромные пространства епархии были населены кочующими племенами киргизов и калмыков, а южные части были совсем необитаемы. Наилучшая часть епархии находилась в Тобольской губернии. Находясь в бассейне трех рек: Иртыша, Ишима и Оми, изобилуя многочисленными пресными озерами и богатыми лесами и травами, эта часть епархии не только представляла собой житницу соседних областей, но и доставляла зерно и продукты своей промышленности в европейскую часть России. С проведением Сибирской железной дороги экономическое благосостояние этой части епархии еще более увеличилось и упрочилось, начался небывалый ввоз из Европы сельскохозяйственных машин и орудий, которые быстро нашли применение не только среди переселенцев, но даже среди крестьян-старожилов, всегда неохотно поддававшихся влиянию нововведений. Крестьяне населяют преимущественно Тобольскую и Томскую губернии, Акмолинскую и Семипалатинскую области населяют новоселы.

За несколько лет поселения старожилов-сибиряков и переселенцев смешались, и в епархии мало осталось приходов, в состав которых не входили бы переселенческие поселки. Благодаря наплыву переселенцев, число церквей и приходов епархии увеличилось более чем вдвое против того количества, при котором возникла Омская епархия. Переселенцы, прибывшие в Сибирь и устроившись своим небольшим хозяйством, поднимают вопрос о постройке у них приходских храмов. Здесь они начинают считаться с расстоянием до церкви, будь она даже в пяти-шести верстах, это объясняется тем, что переселенцы в свою бытность в России жили вблизи церквей1.

С проведением железной дороги и с переселением из России в Сибирь неразрывно связывается появление в Омской епархии различных сектантов, количество которых ежегодно увеличивалось2. Сектанты не только сами сюда приезжали, но и ссылались из Европейской России (протестанты, мусульмане, католики). Жили они компактными общинами и практически не влияли на прихожан Русской православной церкви3. В 1900 г. в Омской епархии была утверждена противосектантская миссия. Общее число сектантов составляло 3 053 чел. По характеру вероучения они подразделялись на штундистов (1 600 чел.), молокан Уклеинского толка (1 405), менонитов (12), субботников-талмудистов (11) и подозреваемых к секте хлыстов (25)4.

Все новые церкви, за редким исключением, были построены на средства фонда имени императора Александра III. Из отчета, составленного статс-секретарем А.Н. Куломзиным, видно, что за одно десятилетие (1894–1904) на средства фонда было построено в Омской епархии около 100 церквей, из которых 4 построены по линии Сибирской железной дороги, 14 – в Петропаловском уезде, 10 – в Акмолинском, 6 – в Атбасарском, 18 – в Кокчетавском, 5 – в Омском, 21 – в Тюкалинском, 13 – в Тарском, несколько церквей в Каинском уезде (Томская губерния). Однако на этом строительство церквей не заканчивается. В Омскую епархию хотя и слабее, но все же идет поток переселенцев. Новые поселки нередко находятся вдали от старожильских приходских церквей. Кроме того, существуют препятствия природного характера (речки, болота, трясины, топи и т. п.). Поэтому в Омском строительном комитете назрел вопрос о постройке новых церквей. Таким образом, через 2–3 года в Омской епархии было 700–750 храмов. Если принять во внимание огромную площадь Омской епархии, то это количество церквей еще не так велико, но если учесть недавнее существование Омской епархии, то эта цифра показывает нам, как быстро и удачно шло церковное строительство5.

В административную структуру Омской епархии этого периода входило Епархиальное управление во главе с архиереем, состоявшее из его канцелярии и духовной консистории6. Омская духовная консистория имела в своем составе 4 "стола", т. е. отдела: 1) распорядительный, ведавший кадровыми вопросами, касавшимися священно- и церковнослужителей, служащих консистории и учителей церковных школ; он также занимался вопросами учреждения приходских попечительств, награждением мирян и священнослужителей церковными наградами, разрешением браков по несовершеннолетию и родству и пр.; 2) хозяйственный – в его компетенцию входили дела материального обеспечения духовенства, распоряжение церковным имуществом и его охраной; 3) судебный – занимавшийся проступками священнослужителей и мирян, подлежавшими духовному суду, и расторжением браков; 4) строительный – выделенный из состава других столов только в 1914 г., этот стол ведал постройкой и обеспечением новых храмов, открытием кладбищ, а также борьбой с иноверцами и сектантами7. Также в административную структуру Омской епархии входили Епархиальный училищный совет, Комитет Православного миссионерского общества, Окружное противосектанское миссионерство, Управление киргизской миссии. Существовало также попечительство о бедных духовного звания, Епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия и русской народности. Позднее были утверждены Комитет по удовлетворению религиозных нужд переселенцев Омской епархии и ревизионный комитет. В связи с ростом епархии с миссионерской целью было учреждено в 1912–1913 гг. 2 викариата – Семипалатинский и Акмолинский с кафедрой епископа в Омске8.

По данным на 1914 г., Омская епархия делилась на 40 благочиных округов, которые охватывали Омскую, Петропавловскую, Акмолинскую, Тобольскую, Семипалатинскую и Томскую губернии9. Благочиния делились на приходы, которые объединяли несколько деревень. При приходе действовал церковноприходской совет, куда входили председатель, церковный староста, товарищи церковного старосты, 3 жителя села, в котором размещается центр благочиния, и по 2 чел. от каждой деревни. Расстояние от прихода до деревень составляло в среднем 16–22 версты10.

Омская епархия продолжала развиваться. Так, в 1912 г. православное население Омской епархии составляло уже 1 224 062 чел. Было построено 467 церквей, 302 часовни и молитвенных домов, 6 монастырей (1 мужской и 5 женских), 284 церковно-приходских попечительства, 224 библиотеки при церквях. Того, что пришлось бы ждать столетия, совершилось незаметно в 15–20 лет11.

Между тем в Омской епархии постоянно ощущалась нехватка духовенства, обычно недоставало до полусотни священнических мест. Псаломщические вакансии занимали в основном крестьяне по вольному найму и дети духовенства. Распространенной практикой было пополнение духовного сословия епархии приезжими клириками из Европейской России12. Епархиальное духовенство в массе своей имело низкий уровень образования.

Однако Омская епархия росла и развивалась. Она внесла свою лепту в освоение края и просвещение населения. Наша епархия немало потрудилась на ниве человеческих душ, чему свидетельство – спокойствие в нашем городе и селах13.

_________________________

 

1 Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. – Омск, 1914. – С. 4–6.

2 Омск. епарх. ведомости. – 1904. – № 12. – С. 9.

3 Государственный архив Омской области (далее – ГАОО). Ф. 16. Оп. 1. Д. 55. Л. 22 – 25.

4 Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева М.М. Омский историко-краеведческий словарь. – М. 1994. – С. 169.

5 Омск. епарх. ведомости. – 1904. – № 12. – С. 6–11.

6 Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. – С. 870.

7 ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 108. Л. 493–500.

8 Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. – С. 870.

9 Там же. – С. 871.

10 Омск. епарх. ведомости. – 1904. – № 12. – С. 2.

11 Киприанова И. Омская епархия // Вечерний Омск. – 1992. – № 5. – С. 5.

12 Киприанова И. Омская епархия. – С. 1.

13 Шихатов И. Архиерейское подворье // Омск. вестник. – 1993. – № 2.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz