Назад || Главная || Карта сайта


Г.М. Запорожченко

Новосибирск, Институт истории Сибирского отделения РАН

Всесословные потребительские кооперативы как фактор социально-экономической жизни сибирского города

в годы Первой мировой войны


Зародившись в середине XIX в., потребительское кооперативное движение в Сибири с 1898 г. стало непрерывным. Обращал на себя внимание факт многообразия форм проявления потребительского движения в городах и рабочих поселках – это административно зависимые и независимые рабочие общества, городские всесословные, корпоративно замкнутые кооперативы, школьные потребительские и книжные лавки, потребительные общества для заготовки дров, кооперативные столовые. За один-два года до начала Первой мировой войны в сибирских городах начали деятельность всесословные городские потребительные общества: "Экономия" в Новониколаевске, "Самодеятельность" в Красноярске, "Деятель" в Томске, "Сотрудник" в Барнауле, "Экономия" в Верхнеудинске, "Кооператор" и "Труженик" в Иркутске, "Трудовой союз" в Чите, "Пчела" в Тюмени, городские потребительные общества в Омске, Нижнеудинске, Мариинске, Нарыме и др. В городах развитие потребительской кооперации было наиболее естественным, т. к. они представляли собой тесные скопления больших масс потребителей, связанных тысячью нитей городской жизни и вместе с тем довольно близких ко всем частям сложного механизма товарооборота. В этом плане большое значение для Сибири имел процесс переселения из центральных районов страны. Несибирские уроженцы составляли в составе городского населения более 30 %1. Среди них были лица, перенесшие на сибирскую почву знакомство, а может быть, и опыт участия в кооперативном движении, которое в Центральной России развилось раньше и сильнее. Так, В.Р. Романов в 1914 г. прибыл в Сибирь в поисках работы, а в 1916 г. стал председателем Новониколаевского кооператива "Экономия".

Наибольший рост в плане числа кооперативов и численности пайщиков приходился на годы Первой мировой войны, когда в городах создалась сеть обособленных кооперативов, не связанных друг с другом, часто конкурирующих между собой. В Томске, например, к 1917 г. возникло свыше десяти потребительных обществ. Численность кооперативов в этот период достигала 4,5 тыс. чел.

В годы Первой мировой войны, когда причины для появления потребительской кооперации углубились в связи с наступившей дороговизной и бестоварьем, кооперативы действовали в более сложных условиях. Снизилось производство товаров, предназначенных для широкого рынка, уменьшились посевные площади и урожайность. Следствием расстройства транспорта и рынка явилось ухудшение снабжения населения предметами первой необходимости. Рост цен опережал рост заработной платы. С весны 1916 г. в Сибири наблюдались продовольственные беспорядки, вызванные ростом дороговизны и бестоварья и выражавшиеся в погромах магазинов. Несмотря на то что кооперативы оптом скупали товары и целые предприятия у закрывавшихся торговых фирм, это не могло решить проблемы снабжения населения. В 1915–1916 гг. практически во всех кооперативах проходили специальные общие собрания по борьбе с дороговизной и были созданы комиссии по мерам борьбы с ней.

Поиск средств, рынка товаров и установление сотрудничества с другими организациями, боровшимися с дороговизной и бестоварьем, были основными пунктами резолюций общих собраний. Такими организациями являлись, прежде всего, городские самоуправления в лице городских дум и созданных при них продовольственных комиссий. Сотрудничая с ними, кооперативам приходилось вмешиваться в хозяйственную жизнь города вообще. Это выражалось, в частности, в составлении кооперативами планов общих продовольственных кампаний. На съезде городских голов Енисейской губернии, например, в 1915 г. было решено в числе других мер по борьбе с дороговизной закупать товары совместно с кооперативами, оказывать содействие кооперативам, вместо того чтобы открывать городские лавки, открывать кооперативам кредиты в банках, выдавать ссуды, предоставлять торговые и складские помещения на льготных условиях, содействовать учреждению новых потребительных обществ2.

Из-за неспособности наладить снабжение населения продуктами первой необходимости по фиксированным ценам продовольственные комиссии городских дум теряли авторитет в глазах населения. К концу 1916 г. во многих городах стихийно или решением властей началась организация продовольственных комитетов с широким народным представительством.

К мысли о создании продовольственного комитета пришли в феврале 1916 г. в Омске. В комитет входили на равных правах представители городского управления, ссудо-сберегательных касс и обществ взаимопомощи. Городское казначейство, кооперативы и организации предоставляли комитету средства, на которые он через особое "бюро заготовок" вел операции по оптовой закупке продуктов первой необходимости. При распределении продуктов полностью устранялось посредничество торговцев, продукты передавались в магазины потребительного общества3. В большинстве городов Сибири городские власти использовали для снабжения населения торговый аппарат потребительных обществ. В годы войны, особенно в 1916 г., только кооперативы и городские лавки (последние не везде были вовремя открыты) продавали потребителям важнейшие продукты первой необходимости по фиксированным ценам. В некоторых городах через кооперативы распределялось большее количество продуктов, чем через городские общественные лавки.

Сотрудничество кооператоров с властями в разных сибирских городах складывалось по-разному. Из Омска, Томска, Мариинска, Канска сообщали о благожелательном отношении и поддержке со стороны городских дум. В Омске акмолинский губернатор П.Н. Масальский в феврале 1916 г. посетил лавку потребительного общества и интересовался постановкой дела. Журнал "Союз потребителей" не раз отмечал, что омская администрация выказывает большое сочувствие к общественным начинаниям. Одновременно городская управа вступила членом в потребительное общество, представитель городской управы был выбран в ревизионную комиссию кооператива. В Новониколаевске, Красноярске и других городах засвидетельствовано отрицательное отношение властей города к потребительским кооперативам 4.

Вопрос о финансовой поддержке кооперативов со стороны городских органов власти был особенно острым. Для усиления оборотных средств общества прибегали к внутренним займам среди членов. В Нарыме и Барнауле потребительные общества получали денежную помощь от мещанских обществ. Кроме этих слабых по своей эффективности мер, а также кредитования в различных банках и торговых фирмах, потребительные общества в годы войны пытались использовать еще один источник финансирования – государственную казну. Государство выделяло городским самоуправлениям денежные субсидии с учетом военного времени – "на борьбу с дороговизной", и кооперативы, как организации, для которых борьба с дороговизной была сутью их деятельности, рассчитывали получить часть этих средств на расширение своих торговых операций. К 1916 г. усилился поток ходатайств потребительских кооперативов в городские думы с просьбами о предоставлении денежных ссуд, займов и кредитов из правительственных субсидий. Неразработанность в юридической практике вопроса о правилах кредитования общественных торговых организаций, необходимость гарантий возврата ссуды имущественной состоятельностью пайщиков затрудняла использование кооперативами этого источника финансирования. Кроме того, цензовое городское самоуправление, состоявшее из представителей торгово-промышленного класса, видело в потребительных обществах своих конкурентов и всячески препятствовало предоставлению им финансовой поддержки, признавая, однако, на словах заслуги кооперативов в деле борьбы с дороговизной.

Кроме снабжения важнейшими продуктами всего населения в годы войны посредством свободной торговли, кооператоры организовали и обслуживали карточную систему. Бестоварье, усилившееся в 1916 г., обернулось самыми настоящими кризисами в снабжении некоторыми продуктами – мясными, сахарными, мучными, которые почти синхронно потрясали рынки сибирских городов. За продуктами выстраивались огромные очереди, спекулянты-торговцы поднимали цены. Из Мариинска после введения в городе карточной системы на сахар писали: "Благотворные последствия этих мер сказались сразу же, немедленно исчезли "хвосты" очередей из городской лавки, и расход сахара, достигавший двух вагонов в месяц, сократился в четыре раза, т. к. карточная система уничтожила поползновения заготовить впрок"5. В ноябре 1916 г. "Голос Сибири" сообщал: "Если в Новониколаевске не было до сих пор такой мучной неурядицы, как это было в Томске, так это благодаря «Экономии»"6.

Роль кооперативов в снабжении населения важнейшими продуктами по нормальным ценам выглядит еще значительней на фоне действий частных торговых фирм по отношению к ним. В ноябре 1915 г. из Омска, например, писали, что мукомольные фирмы совсем не хотят продавать муку потребительному обществу.

В то же время в 1915–1916 гг., в период острых продовольственных кризисов по отдельным продуктам, кооператоры прибегали к политике обособления продовольствия своих членов. Это выражалось в продаже только пайщикам либо по карточке, либо по требованию, а также в продаже пайщикам и посторонним на разных условиях. Показательно, что почти нигде проблема отсутствия товара не решалась с помощью повышения цены на него. Отход от принципа обслуживания всего населения и распределение только среди своих членов заготовленных продуктов первой необходимости являлись со стороны кооперативов вынужденной мерой.

Одним их важнейших направлений деятельности потребительных обществ в период борьбы с продовольственным кризисом являлось развитие собственного производства. Первое, на что обращали внимание кооператоры, был собственный помол хлеба, который сильно удешевлял для них муку. Кооператоры открывали собственные хлебопекарни, а также сушечное, кондитерское, колбасное, мыловаренное, маслодельное, веревочное, сапожное производства, кооперативные столовые.

Какова была роль потребительской кооперации в экономике сибирского города периода Первой мировой войны? Акмолинский губернатор сделал запрос начальнику Омского губернского жандармского управления: "Почему при существовании потребительных обществ и их, по вашему мнению, интенсивной работе в целях борьбы с дороговизной все цены на продукты на базаре г. Омска у скупщиков чрезмерно вздуты и не понижаются?" Ответ был таков, что "при настоящем положении потребительные общества не могут сильно понизить эти цены: покупают общества, не имея собственного большого оборотного капитала, товар здесь же у торговцев, а во-вторых, три или четыре лавки не могут обслужить весь Омск, следовательно, без базарных лавок народ пока обойтись не может, и многие берут на базаре, тем более что более 2–3 к. на фунт для иных и не является ощутительным, лишь бы не идти далеко в потребительскую лавку"7. Уже в этом ответе содержалось понимание того, что потребительские кооперативы не могли перевернуть экономику городов в силу недостаточного своего развития, совершенно неполного охвата населения и сложностей переживаемого момента.

Это не означало, что их существование было фактом незаметным. Напротив, кооперативы имели огромное значение в жизни, прежде всего, низкооплачиваемых слоев населения. Так, газета "Омский вестник" констатировала в 1915 г.: "В лавке общества потребителей покупают, главным образом, рабочие и беднота", а по сообщениям "Обской жизни" из Новониколаевска главный контингент заборщиков составляли люди малоимущие – рабочие и приказчики8. Что же давало общество потребителей малоимущим покупателям? "Сибирский листок" писал в сентябре 1916 г.: "Многие члены общества заявляют, что со времени открытия операций "Самосознания" они уже пополнили свой паевой взнос в десять рублей разницей в ценах на товар, забранный ими в потребительной лавке по сравнению с теми ценами, которые пришлось бы заплатить торговцам". Правление томского "Деятеля" на отчетном собрании в 1916 г. говорило о том, что общество "медленно, но верно сберегало каждому члену до 50 р. в год (для некоторых это было больше месячного заработка)"9. Таким образом, роль кооперативов в жизни малообеспеченных слоев населения была достаточно ощутимой. Кроме того, без борьбы потребительных обществ за право распределять продукты, заготовленные городами, потребители просто не имели бы доступ ко многим продуктам первой необходимости.

В то же время, если учесть неблагоприятное влияние войны на скорость оборота капиталов, величину наценки и другие показатели торговой деятельности кооперативов, то можно сделать вывод о том, что в условиях Первой мировой войны процесс превращения сибирских городских кооперативов в крупные многоотраслевые, доставлявшие членам все необходимые предметы потребления торговые дома, был серьезно деформирован.

_________________________

 

1 Горюшкин Л.М. Аграрные отношения в Сибири в период империализма (1900–1917 гг.). – Новосибирск, 1976. – С. 145.

2 Союз потребителей. – 1915. –  № 20. – С. 637.

3 Степной край. – 1916. – 12 февр.

4 Голос Сибири. – 1916. – 28 сент.; Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д–97. Оп. 1. Д. 201. Л. 19 об., Д. 135. Л. 7–8 об.; Голос Сибири. – 1916. – 27 авг.

5 Сиб. жизнь. – 1916. – 14 июля; 1917. – 4 февр.

6 Голос Сибири. – 1916. – 19, 30 окт., 9 нояб.

7 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 270. Оп. 1. Д. 88. Л. 17, 28.

8 Омск. вестник. – 1915. – 7 окт.; Обск. жизнь. – 1916. – 31 окт.

9 Сиб. листок. – 1916. – 8 сент.; Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. м. 196. Оп. 7. Д. 25. Л. 176.


 

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 05–01–01348 а.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz