Назад || Главная || Карта сайта


А.В. Здор

Владивосток, Дальневосточный государственный университет

Религиозный выбор молодежи в условиях современной городской культуры


Рост интереса к религии сегодня очевиден. В частности, Институтом комплексных социальных исследований Российской академии наук в 2003 г. было проведено исследование в 12 регионах России, в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге. Около 45 % опрошенных молодых людей заявили о своей вере в Бога, что почти в 4 раза больше, чем в конце 1970-х гг., и лишь около 9 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы, что почти в 2,5 раза меньше, чем в конце 1970-х гг.1. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа молодых людей православного вероисповедания. Показателем роста интереса к православию является открытие во многих российских вузах факультетов теологии, на подавляющем большинстве которых преподается именно православное богословие, а ведь студенты – это, главным образом, молодые люди. И даже простое "визуальное" наблюдение показывает, что в православных храмах с каждым годом становится все больше молодых прихожан, постепенно снижается средний возраст священнослужителей.

В то же время конец эпохи насильственного атеизма ознаменовался активизацией в российском социокультурном пространстве ряда нетрадиционных религиозных организаций, широким распространением астрологии, неоориенталистских, магических, оккультных практик. Возникает закономерный вопрос: почему некоторая часть наших соотечественников обращается к неправославным и даже вообще нехристианским формам религиозной жизни? В религиоведческой литературе такого рода религиозная "всеядность" россиян нередко объясняется тем, что Русская православная церковь является слишком консервативной, не желает приспосабливаться к требованиям времени и потому в ряде случаев не выдерживает конкуренции со стороны нетрадиционных религиозных движений. Представляется, что такого рода объяснение является ошибочным – и в выявлении причин нежелания определенной части людей искать опору именно в православии, и в оценке того, насколько православие соответствует требованиям времени.

На наш взгляд, основные причины того, что пути религиозных исканий некоторых наших соотечественников, в т. ч. и молодых, расходятся с православием, нужно искать, прежде всего, в области нравственности. Современное массовое общество сформировало тип человека, у которого доминантным является потребительское отношение к жизни. Состояние нравов сегодня таково, что выбор между "быть" и "иметь" чаще всего совершается в пользу второй ориентации. Об этом свидетельствует хотя бы феноменальная популярность манипулятивного "морального кодекса" Д. Карнеги. И поэтому, даже когда в человеке начинает говорить естественное религиозное чувство, потребительская психология побуждает его выбирать наиболее легкие пути. Ведь одна из важнейших отличительных черт православия – исключительно высокая нравственная планка, необходимость искреннего и глубокого покаяния и постоянной духовной работы. Но нравственное сознание нашего общества детерминируется, с одной стороны, постулатом "Человек – это звучит гордо!", который настойчиво прививался на уроках литературы в советской школе, а с другой – гедонистически-утилитаристской ориентацией, поворот к которой связан с обращением к либеральным и рыночным социополитическим и экономическим моделям, заимствованным с Запада. Это причудливое, чтобы не сказать уродливое, сочетание советских и буржуазных ценностных ориентаций и приводит некоторых наших соотечественников к астрологическим, магическим, оккультным практикам, которые не предполагают со стороны человека никаких духовных усилий, но зато обещают некий непосредственный и легко добываемый результат.

Преобладание в религиозной организации той или иной возрастной категории верующих в значительной мере зависит от ее характера. Традиционные конфессии, как правило, предъявляют достаточно строгие требования к уровню нравственной жизни человека, имеют разработанное вероучение, опираются на многовековые традиции, предполагающие определенный жизненный уклад. Поэтому сюда чаще приходят взрослые люди, уже имеющие жизненный опыт и достигшие некоторой духовной зрелости, готовые затрачивать нравственные усилия для совершенствования своего внутреннего мира. Нетрадиционные религиозные организации привлекают более молодых (17–25 лет), поскольку проповедуемые ими учения чаще всего являются достаточно примитивными и эклектичными, здесь от человека не требуется серьезной внутренней работы, но зато много внимания уделяется общению, совместному проведению досуга. Молодым людям нравится и сама по себе новизна, возможность чем-то выделиться среди окружающих.

Нетрадиционные религиозные организации используют самые разные методы вовлечения в свои ряды – от морально-психологического воздействия до материальной заинтересованности. Сектанты часто используют прием так называемой "бомбардировки любовью". Нередко этот прием применяют в общении с теми, кто оказался в какой-то сложной жизненной ситуации, испытывает психологические или бытовые трудности. Человека окружают повышенным вниманием, льстят ему, всячески демонстрируют свое к нему расположение. Часто в секты попадают студенты, которые приезжают в крупные города учиться, оказываются в непривычной среде и чувствуют себя неуверенно. Как правило, псевдорелигиозные организации обещают быстрое и окончательное решение всех жизненных проблем – обретение материального благополучия, здоровья, счастья, избавление от комплексов, от одиночества и т. п. Поскольку для современной массовой психологии характерны потребительские установки, то обещания открыть "секрет прощения грехов", заверения в гарантированном спасении, не требующем от человека особых усилий, привлекают многих. Есть секты, где используются методы прямого контроля сознания – посредством многократного повторения одних и тех же слов, элементов гипноза, погружений в измененные состояния сознания и т. д. Располагая значительными финансовыми ресурсами, нетрадиционные религиозные организации имеют возможность внедряться в образовательные и воспитательные учреждения, детские дома и интернаты под предлогом оказания гуманитарной помощи. Еще один способ вербовки – организация разного рода курсов, лекториев, тренингов, например по изучению иностранных языков, восточной культуры, психологических практик и т. д. Многие секты действуют под "медицинским" прикрытием, в частности обещая исцеление от наркомании. Связь с зарубежными центрами позволяет многим организациям устраивать для своих членов поездки за границу, что тоже в глазах многих молодых людей выглядит весьма привлекательно.

Секты наносят прямой вред духовному, психическому, а порой и физическому здоровью людей. Методы контроля сознания, которые используются в сектах, могут приводить человека в состояние эйфории, но в конечном итоге ведут к тому, что он утрачивает способность объективно воспринимать окружающую его реальность, деградирует как личность. Членство в секте может вести к нарушению семейных связей, резкому ухудшению отношений с родственниками и друзьями. Нередко нетрадиционные религиозные организации используют своих членов для коммерческой деятельности. Большинство сект финансируется из-за рубежа, очень многие связаны с деятельностью зарубежных спецслужб, даже не очень скрывающих, что их цель – идейное раздробление России, которое должно предшествовать прекращению ее существования как суверенного государства.

Очевидно, что религиозная ситуация в нашей стране нуждается в оздоровлении. Для этого необходимо, прежде всего, серьезное совершенствование законодательства о религии. Именно непроработанность многих его аспектов и создает почву для деятельности деструктивных религиозных организаций. Средства массовой информации зачастую освещают проблемы религии крайне поверхностно, публикуют материалы, которые рекламируют псевдорелигиозные и оккультные учения и практики. При этом в силу насаждавшихся десятилетиями официального атеизма стереотипов и благодаря предвзятости и непрофессионализму многих наших журналистов в массовом сознании бытует искаженный образ православия. Между тем православие – это вовсе не набор архаичных обрядов или сельскохозяйственных примет, а отточенный тысячами подвижников опыт внутренней работы по борьбе с грехом, это религия, которая учит любви, состраданию, милосердию, умению прощать – тем качествам, на которые в нашем обществе сегодня явный дефицит.

Необходима широкомасштабная просветительская работа. Именно массовая религиозная неграмотность привела к тому, что в условиях открывшейся "религиозной свободы" у очень многих "выбор веры" является совершенно случайным, не опирается на знание истории религии, этики, культуры. В секты гораздо чаще попадают не те, кто прежде был сознательным и активным последователем какой-либо традиционной религии, а те, кто до этого вообще никакого представления о религии не имел. И сегодня противодействие нашествию сект не может сводиться к их критике. Необходимо распространять и позитивные знания о традиционных религиях. Для России таковой является, в первую очередь, православие. Базовые знания о традиционных религиях необходимы для объективной оценки религиозных и псевдорелигиозных "новообразований". Распространение объективной информации о роли православия в отечественной истории и культуре будет способствовать тому, что люди, которым свойственны духовные искания, пойдут не в тоталитарную секту, основанную откровенным мошенником или психически больным человеком, а будут искать духовную и нравственную опору в религии, имеющей двухтысячелетнюю традицию и являющейся фундаментом европейской цивилизации.

Упрек, с которым может согласиться (и на самом деле соглашается) современная Русская православная церковь – это недостаточно активная миссионерская деятельность. Но и здесь нужно помнить, что важнейшая черта православия – абсолютный запрет на навязывание своей веры, на духовное насилие. Поэтому в православной миссионерской практике не приняты назойливые и бестактные попытки "привода" в церковь. Очень большое значение для нормализации духовно-нравственной ситуации в современном российском обществе имеет налаживание диалога между церковью и интеллигенцией, православием и современной культурой. И здесь, наверное, необходимо обоюдное движение навстречу друг другу. В церковной среде сейчас немало пишут и говорят о значении подготовки разносторонне образованных пастырей, привлечения к просветительской деятельности мирян с богословским образованием, расширении участия церкви в различных социокультурных проектах. По-видимому, и интеллигенция должна осознавать свою ответственность за духовное здоровье нации, за мировоззренческий выбор молодежи.

_________________________

 

1 Мчедлов М.П. Религиозны ли молодые россияне? // Человек. – 2005. – № 6. – С. 111–119.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz