На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


Е. В Мельникова
РОЖДЕНИЕ СВЕТСКОГО ТЕАТРА В СИБИРИ (1760-Е ГОДЫ - НАЧАЛО XIX В.)

© Мельникова Е.В., 2003 //Культурологичекие исследования в Сибири. 2003. № 3(11). С. 94-100.
Отдельные проблемы рождения и развития театра Сибири неоднократно привлекали к себе внимание ученых. Так, изучение истории сибирского театра в обобщенном виде нашло отражение в третьем томе «История Сибири с древнейших времен до наших дней»1. Коллективная монография Л. М. Горюшкина, Л.А. Бочаровой, Л.Н. Цепляева в частности отразила деятельность любительских театральных коллективов в Новониколаевске2. В Статье И.А. Горюшкина на основе материалов периодической печати предпринимается попытка осветить деятельность драматических театров в городах Сибири с конца XIX века до сегодняшних дней3. В работах Д.А. Алисова показана значимость воздействия процесса урбанизации на культурную жизнь городов Западной Сибири4. Автор статьи на основе разрозненных данных попытался реконструировать процесс возникновения и развития светского театра в Сибири. Во второй половине XVIII века в театральной жизни России наступило некоторое оживление. Во многих провинциальных городах создавались театры. Деятельное участие в их создании принимала губернская администрация, видевшая в театральных зрелищах один из способов отвлечения внимания населения от острых политических вопросов современной жизни. Этот процесс нашёл своё отражение и в Сибири. "Светский" театр в Сибири зародился также очень рано - в 1760-х годах - в форме любительских спектаклей, устраиваемых "образованными" местными чиновниками. С середины XVIII века царское правительство усиленно занимается освоением и закреплением своих восточных окраин. Спешно начав работы по постройке новой соответствующей своему военному назначению крепости, расположенной у самого устья Оми, назначенный Екатериной II губернатором, генерал-поручик Шпрингер стянул сюда технические силы: различных строителей, топографов, а также пополнил гарнизон офицерским и казачьим составом. Один из представителей старой русской интеллигенции - инженерный капитан Иван Андреев в своей "Домовой летописи" описывает, как жила Омская крепость в 60-х годах XVIII столетия. "В зиму к рождественской неделе учреждён от генерала бал в чертёжной, для полирования молодых людей, оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и водительством моим"5.Небольшой "Оперный дом", расположенный в новом строящемся городе, является первым известным нам в Зауралье специальным театральным помещением. Традиция устраивать на зимних праздниках любительские спектакли укрепилась среди омских чиновников, повидимому, прочно. Тот же Андреев сообщает, что на масленице 1794 года в Омске чуть не каждый день в домах видных местных чиновников устраивались оперные спектакли. Ставились комические оперы, популярные в русском репертуаре конца XVIII века: "Мельник- колдун", "Обманщик и сват" А.А. Аблесимова. Видная роль в истории создания тобольского театра принадлежит правителю наместничества А.В. Алябьеву, отцу композитора А.А. Алябьева. Он энергично содействовал развитию в Тобольске просвещения, издательского дела, музыки, театра. А.В. Алябьев прибыл в Сибирь с группой дворовых музыкантов, привёз библиотеку. Инструменты и ноты он заказывал в столицах и получал от знакомых из других городов, а библиотеку пополнял через контору петербургского книгопродавца А.Е. Даниловского. Домашний оркестр Алябьева исполнял более ста произведений: классические и народные танцы, оркестровые пьесы, симфонии и многие русские народные песни. 18 апреля 1791 года Приказ общественного призрения приобрёл участок для постройки театра в нижней части города, где ныне находится Педагогический институт. Строил театр тобольский купец П. Тренин по проекту и под наблюдением исполнявшего обязанности губернского архитектора Ф. Уткина при активной помощи А.В. Алябьева. Построенный в конце 1794 года театр внешне выглядел просто, был вместителен и удобен, его внутренняя планировка свидетельствовала об учёте накопленного к тому времени в России опыта строительства театральных помещений. Актёрскую труппу А.В. Алябьев сформировал ещё до начала строительства театра. А.Н. Радищев смотрел в Тобольске спектакли в 1790-1791 годах, шедшие, очевидно, в доме на улице Богородского, где жила семья Алябьевых. В 1792-1793 годах по приглашению А.В. Алябьева в Тобольске гастролировал актёр и режиссёр театра Вигант. Труппа состояла из 12 профессиональных актёров и 4 актрис, работала по ежегодно возобновляемому Приказом общественного призрения договору-обязательству. Репертуар тобольского театра состоял из трагедий, драм, комедий, опер. О его широте уже можно судить по тому, что труппа брала обязательство дать в 1800 году 42 спектакля, из них 11 премьер. Удалось выявить 94 наименования пьес, ставившихся или предназначавшихся к постановке в театре (2 трагедии, 13 драм, 44 комедии, 35 комических опер)6. В 1787 году в Иркутске при активном участии страстной любительницы театрального искусства жены чиновника Троепольского был устроен театр. Помещался он в огромном деревянном доме, спектакли давались время от времени. Режиссёром и главной актрисой была сама Троепольская. Театр Троепольской назывался "благородным театром" и был рассчитан на узкий круг губернских чиновников и местной аристократии. Это определяло и его репертуар. На сцене шли классические, назидательные трагедии Сумарокова, в которых согласно традиции действовали цари и добродетельные герои и их антагонисты - носители чёрного порока. Хотя Сумароков и находился в некоторой оппозиции к Екатерине II, но его творчество было проникнуто мыслью о необходимости сохранения в России крепостнического строя. Эти идеи были близки и высшим кругам иркутской бюрократии, тесно связанной с крепостнической монархией. Неизвестно также и то, сколько времени просуществовал театр Троепольской7. Видимо, о театре Троепольской говорил известный путешественник Сиверс, посетивший Иркутск в 1789 году. В своих записках, изданных в 1796 году, Сиверс, характеризуя культурную жизнь Иркутска, писал о том, что в городе есть семинария, народная школа, маленькая библиотека, естественнонаучная коллекция и театр. "Особенно много способствует пристойному воспитанию молодёжи театр, - писал он. - Театр? - слышу я Ваш вопрос. - В такой отдалённой стране? - Да, совершенно верно! И ещё больше Вы будете удивлены, когда я скажу Вам, что актёры - здешние уроженцы, которые прежде никогда в своей жизни не видели театра; но, несмотря на это, их представления совершенно хороши и музыка приприятна"8. С 1780-х годов любительские спектакли получили широкое распространение. В 1803 году купеческий сын Е.П. Солдатов учредил в Иркутске театр, "для всей публики", т.е. для более демократичного круга зрителей. Для старой буржуазно-купеческой Сибири, в которой не было поместного дворянства, очень характерно, что организаторами театральных представлений наряду с "наезжими" чиновниками из дворян и офицерами выступали представители "коренных" слоёв местного сибирского общества. Театр Солдатова был временным - на святках и "святой неделе" (пасхе). Играли в нём комические оперы репертуара XVIII века и разные "вертепные комедии", в качестве актёров выступали ссыльные. В 1805 году ссыльные князь В.Н. Горчаков и бывший гвардейский офицер А.П. Шубин составили в Иркутске из гарнизонных солдат и ссыльных небольшую труппу, игравшую однако, "так недурно, что хоть бы на всероссийском губернском театре". Но всё же это был "настоящий" театр, помещавшийся в специально оборудованном здании. "Здание, в котором он помещался, не было, признаться, из числа великолепных: это был одноэтажный деревянный дом, вросший в землю. В нём была выкопана глубокая яма, в которой были установлена сцена, партер и ложи, помнится в три яруса. Всё было улажено как следует: оркестр находился перед сценой, сцена была возвышена и довольно..., кулисы и передняя занавеса были весьма удовлетворительны, декорации перемещались скоро, машины были довольно исправны. Актёры были выбраны из гарнизонных солдат, некоторые из них играли пьесы недурно. Актрисы были из ссыльных женщин, вероятно, игравших прежде в театрах, по крайней мере игра их очень нравилась"9 . Билеты стоили от 5 рублей за ложу до 25 копеек за место в райке. Нельзя не отметить, что цены на билеты были высоки. Это видно из сравнения стоимости билетов с ценами на продукты. В декабре 1806 года в Иркутске мука ржаная стоила 1 руб. 20 коп. Пуд, мука пшеничная 1 руб. 40 коп. Пуд, мясо 2 руб. 40 коп. Пуд, масло коровье 10 руб. Пуд, сажень дров 1 руб. 40 коп., чай байховый 2 руб. фунт, штоф водки 3 руб. 50 коп. ассигнациями10. В составе труппы театра Шубина и Горчакова входили: Перликов - поселенец, исполнивший роль резонеров, царей и вельмож; Рожкин и Суворов - унтер-офицеры, игравшие любовников; Колыгин и Гладков - солдаты, комики буфф; семья ссыльных Гржимайловых - отец , мать, сын и дочь; Лентенау - дочь чиновника и якутская уроженка Мария Назарьевна. Музыку к спектаклям писал полковой капельмейстер Киселёв. Этот полулюбительский, полупрофессиональный театр просуществовал несколько лет. Вкус к театральным представлениям был привит местному "обществу" настолько прочно, что иркутские мещане даже перещеголяли "благородных" любителей театрального искусства. Казачий урядник Клежеков и мещанин Кондратьев одно время устраивали в доме князя Забелинского театр "для жителей базара", т.е. для народа. Актёрами в этом театре выступали канцелярские служащие и казаки, женские роли исполняли мальчики- певчие. Театр Клежекова и Кондратьева просуществовал одни святки. С 1809 года вплоть до 1840-х годов в Иркутске не было постоянного театра, устраивались лишь любительские спектакли. Так, в 1816 году учителя иркутской гимназии устроили на масленице и пасхе два любительских спектакля. Один был поставлен местными чиновниками. Любительские спектакли очень долгое время были единственной формой театральных представлений и в других городах старой Сибири. Ярким примером такого любительского театра можно считать любительские спектакли, организованные женой директора Омского кадетского корпуса А.Р. Шрамм. Было дано 4 спектакля, в которых участвовали братья Г.А. Силеверстовы, А.Ф. Клейст, А.Ф. Шрамм , М.Ф. Белокопытова и О.Ф. Шрамм. Спектакли шли очень хорошо и оканчивались громкими рукоплесканиями. Омское купечество постоянно посещало спектакли, принимало участие в благотворительном деле. Известно, что перед третьим представлением директриса театра получила из Ишима от купца 1-й гильдии Н.М. Черниковского письмо, в котором он просил дозволения заочно участвовать в полезном деле и получил билет и афишу, за что поспешил доставить заочно 300 рублей серебром, принятые с благодарностью 11. Известно, что генерал- губернатор П.Д. Горчаков поощрял подобные спектакли. В 1843 году воспитанники училища Сибирского Казачьего войска г. Омска давали пьесу князя Шаховского "Ссора, или два соседа" , водевиль "Стряпчий под столом", перевод Ленского. Рецензент замечал, что "несмотря на то что актёры -... не видели никогда театра, и не имели понятия о сцене, спектакль шёл очень хорошо. Непринуждённость, дикция, ловкость и смелость удивляли всех присутствующих, которые громкими рукоплесканиями поощряли детей" 12. Поселившиеся после отбытия каторги в Иркутске декабристы также пытались привить местному обществу любовь к театру. "Однажды, - вспоминает известный сибирский общественный деятель, доктор Н.А. Белолголовый, - задумано было устроить домашний спектакль из мальчиков, собравшихся в доме Волконского, не помню, кто был распорядителем и кто упразднил выбрать для этого фонвизинского "Недоросля" - пьесу, меньше всего подходившую для домашнего театра и во всяком случае бывшую далеко не по силам юным артистам. Уже заказаны были декорации, и репетиции у Волконских шли довольно часто в полном составе нашей труппы, но то ли из игры нашей ничего путного не выходило, то ли по другим причинам затея эта вскоре рухнула, и нам так и не удалось дебютировать на сценических подмостках"13. Но если этот детский спектакль не удался, то спектакли, устраиваемые время от времени взрослыми любителями, проходили с большим успехом. В 1830-1840-х годах прошлого века в Иркутске заметно повысился интерес к театру. То и дело любители, принадлежавшие к разным слоям населения, ставили публичные спектакли. Иркутские гимназисты в тридцатые годы устроили театр теней. По свидетельству иркутского историка В,И. Вагина, в половине сороковых годов несколько молодых людей, "служивших в казённой палате, со своими жёнами решили организовать театральную труппу... учитель Флеровский... взялся быть дирижёром. Для театра выпросили вокзал городского сада, устроили там сцену... и принялись разыгрывать "Парашу- Сибирячку" и разные водевили, да петь в костюмах и при театральной обстановке русские и цыганские песни. Невзыскательная тогдашняя публика была довольна, да и артисты не оставались в накладе; впрочем, они, кажется, тотчас же пропивали всю свою выручку. Эта труппа играла год или два14. В.И. Вагин не сообщил никаких данных о составе труппы. Очевидно, об этой же труппе, но более полно, говорится в статье "К истории Иркутского театра", помещённой в газете "Восточное обозрение". Автор статьи указывает, что в 1842 и 1843 годах сын чиновника, служащий губернской канцелярии Иван Гудков, обладавший большим комическим талантом, собрав группу товарищей, создал театр15. В репертуаре театра были излюбленные иркутянами комические оперы "Сбитенщик" и "Мельник". Любопытно, что в эти годы на любительской сцене ставились и пьесы местных авторов. Так, например, в конце 1846 или в 1847 году в Иркутске шла пьеса известного сибирского общественного деятеля, издававшего рукописные юмористические журналы "Стрекоза" и "Мельник", штаб- лекаря А.И. Орлова, который был связан с декабристами. Куплеты начинавшиеся словами: Наш Иркутск - прекрасный город, Это сущий божий дар, - хотя и далеко не соответствовали действительности, но были восторженно приняты патриотически настроенными зрителями-иркутянами. Шедшему в тот же вечер водевилю "Школьный учитель" был также придан местный колорит. В водевиль был включён, например, такой диалог о Сибири: Учитель: Чем замечательна Сибирь? Что в ней растёт, что в ней родится? Ученики: Корица, перец и имбирь. Учитель: Ребята, врать так не годится. Театральные зрелища, о которых говорилось выше, как правило, разыгрывались местными жителями. Огромное расстояние, отделявшее Иркутск от культурных центров страны, делало почти невозможным приезд на гастроли актёров- профессионалов. Приезжали в город, но и то очень редко цирковые артисты. По свидетельству "Иркутской летописи", в феврале 1795 года в Иркутск приехал "итальянец балансер Миколетто с женой и двумя малолетними дочерьми и 28 учёными собаками". В январе 1835 года, по данным летописи, "прибыла в Иркутск его величества короля шведского привилегированная труппа г-на Франца Радо. Труппа давала представления верховой езды на лошадях... и в заключение отпустила воздушный шар, который подымался довольно высоко". В театре в один вечер шли две пьесы: водевиль П. Каратыгина "Дон- Ранудо де-Калибрадос" и пьеса Н.А. Полевого "Купец Иголкин". В последней пьесе актёры играли ходульно, неестественно, разговаривали завывая, и это нагоняло уныние и скуку. Актеры не имели, видимо, костюмов, нужных для спектакля. Перед спектаклем артист, исполнявший роль купца Иголкина, выпросил у одного из кучеров армяк и, напялив его на себя, вышел на сцену16. Постановка пьес Коцебу, псевдопатриотических произведений Полевого и бездумных водевилей соответствовала официальному курсу театральной политики николаевской эпохи. В 1840-е годы любительские спектакли и концерты устраивались у генерал- губернатора Руперта. В них принимал деятельное участие горный инженер А.Н. Таскин, обладавший незаурядным драматическим дарованием. А.Н. Таскин был близок со знаменитым актёром Самойловым, с которым он вместе учился в Горном институте, и с известным сибирским поэтом Ф.И. Бальдауфом. Обязанности режиссёра и руководителя музыкальной части выполнял Л.Ф. Львов, брат известного русского композитора. В концертах принимал участие декабрист Ф. Вадковский. прекрасно игравший на скрипке. Любительский театр действовал в Барнауле. В нём участвовали горные офицеры, чиновники и их жёны. П.П. Семёнов-Тянь- Шанский, проведший в этом городе зиму 1856-1857 года, вспоминал, что зимний сезон был оживлён любительскими спектаклями. "Многие из членов барнаульского общества,- писал он,- выдавались своими замечательными сценическими дарованиями. Совершенно первоклассным комиком был горный инженер Самойлов, старший брат знаменитого артиста". Однако представления любительских трупп были не всегда на должном уровне. Например, в Семипалатинске единственный спектакль, поставленный мелкими чиновниками, кончился общегородским скандалом, так как в антракте артисты решили повеселить публику исполнением куплетов весьма фривольного содержания17. Любительские спектакли давали в Омском каторжном остроге. В 1840-1850-х годах в Омском остроге начинают появляться представители разночинной интеллигенции. В 1845 году в омскую тюрьму была доставлена группа участников польских революционно- демократических организаций. В начале 1850 года сюда же доставили из Тобольска петрашевцев - писателя Ф.М. Достоевского и поэта С.Ф. Дурова. Ф.М. Достоевский в книге "Записки из мертвого дома" подробно рассказывает о спектакле, поставленном на рождество каторжниками Омского острога. Достоевский описывает устройство сцены и расположение зрителей, их возбуждение, наивное отношение к происходящему на сцене, а главное - само представление. Каторжниками разыгрывались две пьесы и "пантомима под музыку". Первой пьесой шёл водевиль "Филатка и Мирошка - соперники", с успехом дававшейся на провинциальной сцене. Про вторую пьесу автор "узнал только, что взята она не из книги, а по "списку", что пьесу достали у какого-то отставного унтер- офицера". Описание "Кедрилы - обжоры" представляет исключительный интерес. По поводу этой пьесы Достоевский замечает: "У нас в отдельных городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому неизвестны, и, может быть, никогда нигде не напечатаны, но которые сами собой откуда-то явились и составляют необходимую принадлежность всякого "народного театра"18. Скорее всего, замечает Достоевский, что "Кедрил - обжора" - ассимилированные народным театром отголоски одной из первых сценических интерпретаций в России сюжета о Дон- Жуане, вернее всего связанные с гастролями итальянских комедиантов, откуда идёт само имя Кедрилы (испорченное Педрилло). Спектакль кончается пантомимой про мельника, которая идёт под звуки Камаринской19. Таким образом, первые шаги светский театр сделал в форме любительских спектаклей, устраеваемых представителями дворянства, интеллигенции, дамами местного общества. Любительские спектакли имели огромное значение в культурной жизни городов Сибири. Они знакомили с лучшими образцами классических произведений, давали возможность местной публике продемонстрировать свои способности. Этот период подготовил рождение стационарного профессионального театра в Сибири.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. История Сибири. С древнейших времен до наших дней. Т.3. - М.,1980.
2. Горюшкин М.Л., Бочанова Г.А., Цепляева Л.Н. Общественное движение в Новониколаевске. - Н.,1991.
3. Горюшкина И.А. Театры Сибири // Сибирь в XVI - XX веках. Экономика, Общественно-политическая жизнь и культура. - Новосибирск, 1997.
4. Алисов Д.А. Урбанизация и культура // Городская культура Сибири. История и современность. - Омск, 1997. - С.3 -15; Алисов Д.А Социально-культурный облик столичных центров Западной Сибири (конец XIX - начало XX века) // Городская культура Сибири. История и современность. - Омск, 1997. - С.60-73; Алисов Д.А. Театр и музыка в Омске (конец XVIII - первая половина XIX века) // Досуг, творчество, культура. Сборник научных трудов. - Омск, 1999. - С.87-90.
5. Панин Г.Н. Чтения в обществе истории и древностей российских. Домовая летопись капитана Андреева.- 1870.- кн.4. отд. V.- С.30,130,152.
6. Копылов А.Н. Театр в Сибири XVII- начала XX века. // История СССР. №4.- 1974.- С. 75.
7. Щукин Н. Воспоминание об иркутских театрах. // Северная пчела.- 1843.- № 144, 26 апреля.
8. Sivers T Bride us Siboreln. Neve Nord. Begtrige B. VII st. Petersburg and Levjzed.- 1796.- S. 151.
9. Иркутская летопись.- Иркутск.- 1911.- С.204.
10. Сибиряк. Благородный спектакль в Омске. // Русский инвалид.- 1846.- №156, 5 мая.
11. Очерк сибирской жизни образованного сословия. // Северная пчела. - 1843.- № 26, 25 января.
12. Белоголовый Н.А. Воспоминания .Изд. 4.- СПб.- 1901.- С.37.
13. Вагин В.И, Сороковые годы в Иркутске.- СПб.- 1885.- С. 15.
14. Восточное обозрение. 1889, № 31, 1 февраля.
15. Белоголовый Н.А.. Воспоминание. Изд. 3.- М.- 1898.- С. 38-39.
16. Белоголовый Н.А.. Воспоминание. Изд. 3.- М.- 1898.- С. 37.
17. Маркова И.Б. Досуг сибирских чиновников в первой половине XIX века. // Культурно-бытовые процессы у русских в Сибири XVIII- начале XX века.- Новосибирск. 1985.- С. 102.
18. Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома.- Омск.- 1983.- С. 148-149.
19. Врангель А.Е. Воспоминания о Достоевском в Сибири 1854-1856 гг.- Спб.- 1912.- С. 28. Альтшуллер А. Достоевский и русский театр его времени. // Театр.- 1971.- № 8.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2005g
Hosted by uCoz