На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


В.Г. Рыженко

НОВЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
ОМСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ


Рецензии| Главная страница|


В последние пять лет резко активизировалась научно-издательская деятельность Омского областного музея изобразительных искусств (ОМИИ) им. М.А. Врубеля. Безусловно, это свидетельствует о серьезных изменениях во внутренних приоритетах жизнедеятельности музея, в осознании коллективом своей особой миссии в культурном пространстве региона и города. Однако сделанный акцент – тема специальной статьи. Наша задача – остановиться на значении и содержании сборника научных трудов музея, появившегося к его 75-летию. Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля / Науч. ред. А.Н. Гуменюк. – Омск, 1999. – 163 с., илл.).

Издание явно отличается по внешнему виду (изящный дизайн обложки) и по глубине содержания, по разнообразию проблематики от скромной брошюры, опубликованной к предыдущей юбилейной дате. Основательно и бережно продумана структура и предложены разделы: вопросы теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, каталоги музейных коллекций, архивы и справочные материалы, реставрация, опыт музейной работы, прикладные исследования, памяти ушедших, юбилеи. Среди авторов преобладают сотрудники музея, но есть и коллеги из музея "Искусство Омска", а также представители некоторых омских вузов, занимающиеся проблемами искусствознания и композиции. Содержание сборника демонстрирует сложившуюся в современных исследованиях ситуацию – соединение глобального и локального, макро- и микроисследований.

Несомненным достоинством нового сборника трудов является высокий научно-теоретический уровень осмысления художественных признаков местной многоцветной и динамичной культуры, отражение ее богатейшего наследия, имеющегося в фондах ОМИИ, других музеев и непосредственно в культурном пространстве города. Это характерно практически для всех статей и разделов. Содержание некоторых из них приближается к культурологическому и историко-культурологическому раскрытию признаков и ведущих тенденций развития культуры XX в. в целом, в ее стилевых особенностях, в судьбах отдельных проектов, сооружений, коллекций.

Трудно в небольшой рецензии отдать предпочтение какой-то из статей. Все они оригинальны, насыщены впервые вводимым в научный оборот материалом и весьма полезны как специалистам-гуманитариям, так и всем, интересующимся историей российской культуры, ее нестоличной спецификой. Взятое коллективом музея направление на сочетание высоких научных критериев, прекрасного оформительского уровня подачи материалов, цельность содержательной концепции – все это позволяет определить значение появившегося издания как знаковую веху в сибирской историографии культуры и в региональном искусствоведении.

 

 

Hosted by uCoz