На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


С.Ф. Татауров, Н.А. Томилов

МОНОГРАФИЯ А.И. КАЗАННИКА –
ПЕРВАЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КНИГА
О ПРОБЛЕМАХ НАРОДНОЙ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ СИБИРИ


Рецензии| Главная страница|


В Омске вышла в свет книга Алексея Ивановича Казанника "Народная охрана природы Сибири" (Омск: Омск. дом печати, 1999. – 192 с.). Этот труд явился плодом многолетних исследований автора правовых вопросов охраны природы.

Можно по-разному объяснять внимание А.И. Казанника к вопросам экологии. Педагог, ученый, государственный деятель, он не мог оставаться в стороне от проблем сохранения окружающего мира. А может быть, эта забота черпается из вод Байкала, на берегах которого он провел часть своей жизни, и это прикосновение к жемчужине природы нашей планеты оставило в его душе неизгладимый след и постоянную заботу о сохранении этой красоты. Не случайно проблема Байкала красной нитью проходит через все произведение.

Появление книги в тот период, когда реформируется государственное устройство России, когда происходит перелом в мировоззрении всего российского народа, когда многие глобальные проблемы уходят в небытие, когда несокрушимые, казалось бы, идеалы оказываются забыты, является своего рода предупреждением о недопущении игнорирования проблем экологии страны. Очевидно, что на фоне ослабления влияния местной администрации именно народ должен стать главным охранителем природы, ее гарантом перед будущими поколениями.

Книга разделена на четыре равноценных части, которые органично дополняют друг друга и дают полное представление об истории, состоянии и перспективах развития народной охраны природы Сибири.

Особый интерес вызывают исторические экскурсы автора, когда, с одной стороны, раскрывается отношение российских монархов к природным богатствам Сибири, приводятся указы местной администрации, направленные на упорядочивание использования природных ресурсов, а с другой – всесторонне показана древняя экологическая культура коренных народов Сибири. Как результат – сложение в Сибири уникальной ситуации, когда охрана природы опиралась на местные традиции, подкреплялась Священными писаниями и преданиями, проводилась всем миром (сельскими общинами), а все это вкупе служило на благо государству Российскому.

Через описание охранительных традиций у коренных народов Сибири и русских крестьян наглядно проступает отношение автора к народным законам, понимание состояния единения человека и природы. Несколько перефразировав приводимую цитату, можно сказать словами автора: "Она родня людям, у нее человеческая душа".

Эта часть книги построена таким образом, что читатель не находит примеров или норм наказания за хищническое отношение к природе и, лишь прочитав весь раздел, понимает, что то общество просто не могло вырастить людей, способных на такие поступки, а если такое все же случалось, то самым страшным наказанием было изгнание.

Совершенно меняется тон изложения в той части работы, которая посвящена состоянию охраны природы в советский период. Автор предельно жестко определяет отношение социалистической системы к природе своей страны, называя его политикой экоцида. На всех уровнях, от государственных деятелей самого высокого ранга до простых механизаторов, от классиков искусства до заведующих клубами в отдаленных деревнях, все эти годы формировалось потребительское отношение к природе. "Покорить природу!" – вот отношение советского человека к своей малой родине, земле, на которой он родился. Наверное, вполне оправданным было бы убрать из названия этой главы слово "народная", так как охрана природы в этот период осуществлялась как угодно и кем угодно, но только не самим народом.

В то же время А.И. Казанник правомерно обращает внимание на тот факт, что хотя и наблюдался в советский период кризис народной охраны природы, все же в системе природопользования крестьяне "...не превратились в люмпен-пролетариев, не утратили трудовых навыков, не стали серой массой Иванов, не помнящих родства" (С. 113). Сохранение природоохранных народных знаний и опыта разумных действий в природной среде, по мнению автора монографии (и в этом мы с ним солидарны), – это залог того, что есть возможности возрождения народной охраны природы России.

К таким же выводам А.И. Казанник приходит, рассматривая проблему народной охраны природы в сфере различных отраслей материального" производства, он отмечает, что здесь народноохранительная система "...сохранилась до некоторой степени лишь в сельском и лесном хозяйстве, охотничьем и рыболовном промысле" (С. 114). Обращает он внимание и на то, что из всех регионов России наиболее пострадала в советский период природная среда народов Севера Сибири, что было связано с бурным промышленным освоением данной территории и нашествием временщиков и покорителей природы.

В монографии затрагивается и проблема охраны редких и достопримечательных объектов природы, она рассматривается в свете тех мер, которые успешно предпринимаются на сегодняшнем этапе в разных частях Сибири. Автор книги отмечает здесь многие положительные сдвиги и приходит к выводу: "...в Сибири сохранились отдельные обычаи и традиции народной охраны редких и достопримечательных объектов природы. Они имеют огромное значение не только как предмет будущих экологических исследований, но и как определенные задатки возрождения народной охраны природы Сибири" (С. 130).

В четвертой главе Алексей Иванович показывает современное состояние народной охраны природы, дает перспективные направления ее развития. Нет резона перечислять все моменты, на которые обратил внимание автор: государству, образованию, науке, каждому из нас предстоит очень длинный и благородный путь, конечной точкой которого будет ликвидация последней, самой небольшой раны, нанесенной нами природе.

Завершает книгу предложение, в котором сконцентрировано все, что хотел донести Алексей Иванович Казанник до своего читателя: "...самое опасное загрязнение – это загрязнение человеческой совести", чистая совесть – это чистая природа.

Книга А.И. Казанника должна быть на столе у каждого, от кого зависит состояние нашей природы, то есть у каждого из нас.

Hosted by uCoz