На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


Т.Б. Смирнова

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.А. РУБЛЕВСКОЙ "КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ НЕМЦЕВ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX-XX вв." –
М.: Готика, 1999. – 136 с.


Рецензии| Главная страница|


В последние годы в связи с глобальными политическими и экономическими изменениями в нашей стране актуальной является задача сохранения и развития культуры всех народов, проживающих в нашей стране. Это в полной мере относится и к российским немцам, чья история была полна трагическими событиями. Появление работ, связанных с изучением этнической культуры различных групп немцев России, представляет несомненный интерес. Омские ученые одними из первых в сибирском регионе начали исследования в области истории и культуры российских немцев. Основным направлением деятельности омских этнографов является проведение этнографических экспедиций в немецкие села Сибири. Светлана Александровна Рублевская, можно сказать, стояла у истоков данного направления, так как, еще будучи студенткой исторического факультета Омского госуниверситета, принимала участие в историко-этнографических экспедициях к немцам Сибири, начиная с 1989 г. Она участвовала во всех 12 "немецких" экспедициях, несколько лет руководила экспедиционными работами. Итогом стала монография С.А. Рублевской, посвященная не изученной ранее теме – календарной обрядности немцев Сибири.

Основной источниковой базой монографии являются полевые материалы, собранные автором в ходе этнографических экспедиций. Экспедиционные работы были проведены практически во всех местах компактного проживания немцев в Западной Сибири: в Омской, Новосибирской, Кемеровской областях и Алтайском крае. Анализ собранного в ходе экспедиционных исследований эмпирического материала по календарной обрядности немцев Сибири и составляет основу данной монографии. В качестве источников, необходимых для сравнения календарной обрядности немцев Западной Сибири с обрядами немцев Германии, привлекались работы немецких авторов, в частности работы П. Сартори, А. Беккера, Е. Ферле, а также материалы, опубликованные Т.Д. Филимоновой в серии "Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы". Проведен автором и анализ архивных источников, в частности материалов, хранящихся в фонде В.М. Жирмунского в Санкт-Петербургском отделении архива РАН. В работе были также использованы данные этносоциологического опроса немцев Западной Сибири, проведенного в 1989-1991 гг.

Анализ таких обширных и разнообразных источников позволил С.А. Рублевской не только провести реконструкцию календарных обрядов, бытовавших у немцев Сибири в конце XIX – первой трети XX в., но и выделить их локальные особенности, а также выявить динамику календарной обрядности немцев Сибири на протяжении XX в.

Монография состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава "Календарная обрядность немцев Западной Сибири (конец XIX – первая треть XX в.)" представляет собой реконструкцию немецких обрядов годового цикла, проведенную по полевым материалам. Описание собственно календарной обрядности предваряется кратким экскурсом в историю принятия той календарной системы, которой немцы пользуются в настоящее время. Автор справедливо отмечает, что для культуры каждого этноса значение имеет не только формально-генеалогический принцип организации календаря, но и, в первую очередь, содержание каждого из его отрезков. Это содержание последовательно рассматривается в параграфах, посвященных обрядам зимнего, весеннего и летне-осеннего циклов. Несмотря на то что основной задачей данной главы являлось детальное описание бытовавших у немцев Сибири в конце прошлого и в начале нынешнего столетия обрядов, С.А. Рублевская этим не ограничивается. Она делает заключение, вполне обоснованное, о "герметичности" календарной обрядности, особенно по сравнению с другими элементами духовной культуры. На основе большого фактического материала сделан вывод о роли иноэтничного и иноконфессионального окружения в консервации архаичных элементов обрядности годового цикла. Автор фиксирует и те изменения, которые произошли в календарной обрядности немцев Сибири уже в первой трети XX в., в частности перенос сроков проведения некоторых обрядов, который был обусловлен сменой природно-климатических условий переселившихся из европейской части России немцев. Но, несмотря на эту естественную эволюцию календарной обрядности, в ней сохраняется достаточно устойчивый комплекс обрядов и обычаев, который, по словам С.А. Рублевской, является важным регулятором духовной жизни немецкого крестьянства в Сибири.

Во второй главе "Локальные особенности и религиозно-магические элементы обрядов годового цикла западносибирских немцев" автор рассматривает проблему вариативности календарной обрядности различных групп немецкого населения Сибири. Гетерогенность немецкого населения Сибири, сложный исторический путь российских немцев лежат в основе данной вариативности. В главе анализируются особенности календарной обрядности поволжских, украинских, волынских немцев и меннонитов, при этом учитываются и время, и место выхода предков сибирских групп немцев из Германии, и условия формирования локальных групп немцев в европейской части России до переселения их в Сибирь. Проведя анализ конфессиональных особенностей календарной обрядности немцев Сибири (католиков, лютеран, баптистов, меннонитов, пятидесятников), С.А. Рублевская выдвигает тезис о значительной роли конфессиональной общины в регуляции общественных отношений у сибирских немцев. В этой главе учитывается и тесная связь духовной культуры с языком, сохранение диалектных особенностей языка немцев Сибири.

Третья глава "Трансформационные процессы и основные тенденции развития календарной обрядности немцев Западной Сибири в 1930-х – середине 1990-х гг." посвящена изменениям календарной обрядности на протяжении XX в. и основным факторам этих изменений. Автор выделяет три периода в трансформации календарной обрядности немцев Сибири: 1920-е гг., 1930 – середина 1950-х гг. и середина 1950 – середина 1980-х гг. Эта периодизация вполне обоснована теми социально-историческими факторами, которые оказали значительное влияние не только на календарную обрядность, но и на этническое развитие немцев Сибири в целом. Это – коллективизация, массовые репрессии против немецкого крестьянства, ликвидация немецкой национальной школы, депортация, мобилизация в трудармию, правовые ограничения по отношению к немцам, вплоть до 1970-х гг. Существенным выводом С.А. Рублевской является положение о том, что значительная часть обрядов и обычаев, в силу невозможности их исполнения, перешла из области реалий в область народной памяти. В результате произошло нарушение межпоколенной трансляции духовной культуры, и календарной обрядности в том числе.

Анализируя в последней части своей работы современное состояние календарной обрядности (середина 1980 – середина 1990-х гг.), С.А. Рублевская выделяет определяющее влияние на нее, во-первых, русской культуры, во-вторых, внедрение в традиционный комплекс элементов обрядности современной Германии. Третьим, и главным разрушительным фактором является массовая эмиграция немцев в Германию, выезд из страны носителей культурно-бытовой информации. Главным выводом работы является вывод о необратимых изменениях, разрушении в настоящее время комплекса традиционной обрядности западносибирских немцев. Современное состояние календарной обрядности, по мнению автора, характеризуется сложным сочетанием разнородных элементов, традиций и заимствований, наслоений.

В целом следует отметить, что монография С.А. Рублевской является оригинальным произведением как по замыслу исследования, так и по его источниковой основе. Хочется надеяться, что эта работа внесет свой вклад в сохранение самобытной культуры немцев Сибири.

 

Hosted by uCoz