На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга| |
М.Е. Бударин ПЕРВЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ МУЗЫКИ ПРИИРТЫШЬЯ |
Белокрыс М.А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII-середина XX вв.): Биобиблиографический словарь. - Омск: Изд-во “Диалог – Сибирь”, 2001. – Т. 1. – 190 с.
Вышел в свет первый том библиографического словаря “Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII-середина XX вв.)”. Автор этого труда – профессор факультета культуры и искусства Омского государственного университета Михаил Алексеевич Белокрыс.
В эту книгу включены творческие портреты музыкантов и музыкальных деятелей, внесших свой вклад в формирование художественной культуры Среднего Прииртышья. В большинстве своем их жизнь и судьбы были связаны с Сибирским краем и Омском. Но в словаре нашлось место и тем, кто освещал вопросы местной музыкальной жизни на страницах омской периодической печати. Персоналии словаря – профессиональные артисты и любители, учителя музыки и пения, военные музыканты, дирижеры хоров.
Этот словарь – результат многолетней и кропотливой исследовательской работы М.А. Белокрыса в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска. Есть материалы, почерпнутые из старых газет и журналов, ставших библиографической редкостью.
Читатель словаря сможет убедиться, что музыкальная культура Омска и всего нашего обширного Обь-Иртышского края основана на давних и славных традициях. Она богата событиями и именами, которыми может гордиться не только Сибирь, но и Россия.
Одним из замечательных начинаний было учреждение в Омске в 1764 г. так называемого “оперного дома” – первого в Сибири любительского музыкального театра. Созданный по инициативе офицеров Омского гарнизона и руководимый вахмистром Андреевым, этот театр ставил оперы.
С XVIII в. в Омске также начинается оркестровое исполнительство. В 1770 г. в Омской крепости уже существовали штатные духовые оркестры. А в начале XIX в. здесь возник оркестр казачьей музыки.
В “Словаре” М.А. Белокрыса помещена биографическая справка о выдающемся русском композиторе А.А. Алябьеве, авторе известных романсов “Соловей” на слова А. Дельвига, “Зимняя дорога” на слова А. Пушкина, нескольких опер, водевилей, сочинений для симфонического и духового оркестров. А.А. Алябьев родился в Тобольске в семье губернатора. Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен в сражениях, имел боевые награды и чин подполковника. По недоказанному (и, как выяснилось, по ложному) обвинению был сослан в город своего детства – Тобольск. А.А. Алябьев оказался связанным с музыкальной культурой Омска по таким обстоятельствам. В 1828 г., незадолго до прибытия А.А. Алябьева в Тобольск, туда вместе со штабом Отдельного Сибирского корпуса был переведен войсковой музыкантский хор Сибирского казачьего войска, созданный в Омске. А.А. Алябьев в Тобольске плодотворно сотрудничал с Омским оркестром, написал для него ряд произведений. В числе таких сочинений А.А. Алябьева был гимн по случаю прибытия в Прииртышье знаменитого германского естествоиспытателя и путешественника А. Гумбольдта.
“Словарь” М.А. Белокрыса рассказывает и о тех просвещенных государственных чиновниках, которые способствовали развитию музыкальной культуры в Сибири. Из их числа назван в книге С.Б. Броневский (1786-1858). Этот начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса активно участвовал в организации оркестровой службы войска. В своих мемуарах он писал, что если бы в его жизни “не было музыки”, то он, “может быть, десятью годами ранее оставил бы Сибирь”. В период службы в Тобольске (1828-1834) Броневский близко сошелся с Алябьевым, который обучал музыке сына Броневского.
В сибирской ссылке оказался польский пианист, дирижер и композитор Константин Волицкий (1805-1863). Этот сын камергера польского короля Станислава Августа обучался в Краковском и Варшавском университетах, в Парижской консерватории. Он участвовал в польском восстании 1830 г. и был после его подавления, выслан с Сибирь. Руководил в Тобольске войсковым оркестром. Весной 1839 г. вместе со штабом Отдельного Сибирского корпуса и войсковым казачьим оркестром был перемещен как его капельмейстер в г. Омск. Здесь также руководил духовым оркестром конной казачьей артиллерии. В 1840 г. был амнистирован и выехал из Омска в Варшаву. В Прииртышье К. Волицкий создал немало талантливых произведений, оставив о себе в омском обществе память на долгие годы.
Читатель книги М.А. Белокрыса узнает, что были знаменитые представители нашего региона в музыке, внесшие достойный и заметный вклад в музыкальную культуру России. Это В.Я. Шебалин, Д.Я. Пантофель-Нечецкая, Н.М, Греховодов, А.В. Каторгин, В.А. Успенский. Особо следует сказать о нашем выдающемся земляке-омиче Виссарионе Яковлевиче Шебалине (1902-1963). Этот композитор, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941) являлся учеником советского композитора и педагога Н.Я. Мясковского, одного из крупнейших композиторов, автора 27 симфоний, четырежды лауреата Государственных премий СССР. В.Я. Шебалин – автор оперы “Укрощение строптовой”, кантаты “Москва”, пяти симфоний. Он был дважды удостоен звания лауреата Государственных премий СССР.
В Омске жили истинные подвижники отчего края в музыкальном творчестве. К ним относился, например, М.А. Бердников (1904-1958) – организатор и дирижер любительских оркестров русских народных инструментов, педагог, видный музыкальный общественный деятель. Этот телеграфист с Омской железной дороги с 1920-х годов создавал оркестры в клубе им. П. Войкова, в железнодорожном депо станции Омск, во Дворце культуры им. З.Лобкова, где его оркестр состоял из 50 человек. С 1937 г. М.А. Бердников целиком посвятил себя творческой работе в музыке.
Таким же энтузиастом в музыкальной жизни Омска стал А.Н. Волков (1923-1978), работавший в симфоническом оркестре областного радиокомитета. Он заведовал музыкальной частью Омского театра юного зрителя, где создавал музыку к спектаклям, дирижировал оркестром. В 1970-х годах А.Н. Волков был главным дирижером театра музкомедии, заведовал музыкальной частью областной драмы.
Читатель “Словаря” М.А. Белокрыса узнает, что в Омске плодотворно трудились целые прославленные династии музыкантов. Таким было, например, семейство Вятских. В него входили трое братьев Вятских – певец Аркадий Иванович (1890-1930); певец и музыкант, дирижер преподаватель музыки Иван Иванович Вятских; учитель пения, награжденный за многолетнюю педагогическую деятельность ордена Ленина Семен Иванович Вятских (1885-1958). У Семена Ивановича Вятских были сыновья – Василий Семенович (1916-1992) – виолончелист, педагог. Он учился в Омском музыкальном техникуме, в Ленинградской консерватории. В.С. Вятских внес свой весомый вклад в развитие музыкальной жизни Омска. А его дочь Нина Васильевна (1946 г. рождения) закончила музыкально-педагогическое училище № 3, а сейчас преподает в детской школе № 4 г. Омска.
В книге М.А. Белокрыса нашлось место и для тех, кто публиковал статьи, рецензии по вопросам музыкального искусства. В их числе назовем интересную личность – Баронова Германа Андреевича, внука декабриста барона В.И. Штейнгеля. Этот декабрист отбывал ссылку в Прииртышье – в Таре, Ишиме, Тобольске. Император Николай Первый в издевательском духе распорядился впредь называть потомков В.И. Штейнгеля не по фамилии, а именовать Бароновыми.
Герман Андреевич Баронов – публицист, философ некоторое время по мобилизации служил писарем в армии А.В. Колчака. А с 1921 г. сотрудничал в различных советских учреждениях Омска, печатался в омской газете “Рабочий путь”, преподавал в вузах города.
Рассказано в книге М.А. Белокрыса и об известном сибирском писателе-поэте Георгии Вяткине, сыне музыканта из оркестра Сибирского казачьего войска. Георгий Андреевич Вяткин, талантливый поэт-лирик, пристально интересовался вопросами театра и музыкального искусства. Он сотрудничал во многих сибирских периодических изданиях, писал рецензии, отклики на концерты, на оперные и драматические спектакли. В Омске Г.А. Вяткин после Гражданской войны заведовал отделом хроники в газете. Певучая, изящная поэзия Г.А. Вяткина привлекла внимание композиторов. На его стихи были написаны романсы.
В числе музыкальных критиков была корреспондент газеты “Степной край” Ольга Алексеевна Ванновская (1875-1923). Это была родная сестра известных революционеров А.А. Ванновского и В.А. Ванновского. В 1900 г. она из Подмосковья отправилась в Сибирь к политическому ссыльному – своему брату Виктору Алексеевичу Ванновскому, чтобы морально и материально поддерживать брата, отбывавшего срок ссылки в Омске. В газете “Степной край” О.А. Ванновская опубликовала ряд рецензий на оперные спектакли, когда в Омске в 1902 г. находилась на гастролях оперная труппа А.А. Эйхенвальда (1875-1952) – композитора, дирижера, музыкального этнографа, записавшего свыше 4000 мелодий народов Поволжья и Средней Азии, автора опер и балетов. О.А. Ванновская, имевшая музыкальное образование, была компетентным музыкальным критиком. Между прочим ее брат Виктор Алексеевич печатал из Омска свои корреспонденции в ленинской “Искре” в Женеве. А когда Виктор Ванновский из Омска бежал за границу из ссылки, “Искра” напечатала об этом статью.
Прочитав книгу М.А. Белокрыса, я обнаружил, что в послевоенные годы в Омске был достаточно знаком с некоторыми из героев “Словаря”. Среди них могу назвать доцента Омского медицинского института Александра Ивановича Баландина (1891-1962). Это был не только ученый-медик, но и омский краевед, певец-любитель, знаток классической музыки. Он выступал солистом в оперных спектаклях.
У А.И. Баландина были богатый жизненный опыт и солидная музыкальная подготовка. Проявив еще в отрочестве яркие музыкальные способности, он с пятого класса Барнаульского реального училища зарабатывал на жизнь пением в хоре, руководил оркестром мальчиков при универсальном магазине купца Второва. В 1912 г. поступил на механическое отделение Томского технологического института, в 1914 г. перевелся на медицинский факультет Томского университета, получив в 1919 г. диплом врача. С 1913 по 1919 гг. параллельно занимался в музыкальном училище Томска по классу сольного пения. Выступал в камерных концертах, состоял солистом Сибгосоперы, пел в операх “Царская невеста”, “Борис Годунов”, “Евгений Онегин”. С 1932 г. в Омском мединституте работал деканом вновь организованного педиатрического факультета, заведовал кафедрой школьной гигиены, в 1935 г. защитил кандидатскую диссертацию. Александр Иванович Баландин был разносторонне одаренный и очень деятельный человек. Совместно с омским врачом М.Г. Пантофелем он организовал из преподавателей мединститута, музыкального техникума и медицинских работников творческую группу, которая впервые в Омске полностью поставила в концертном варианте оперу Н.А. Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери”. Опера неоднократно исполнялась в клубах Омска и передавалась по радио. Позднее А.И. Баландин работал с группой над сценами из “Бориса Годунова” М.П. Мусоргского и “Травиаты” Д. Верди.
В годы Великой Отечественной войны А.И. Баландин, несмотря на большую загруженность врачебной и педагогической деятельностью, часто выступал в госпиталях, пел с симфоническим оркестром облрадиокомитета, разработал лекцию-концерт “Начало русского романса”, в котором выступал и как лектор и как исполнитель. В 1952 г. А.И. Баландин переехал в Новосибирск, где преподавал в медицинском институте. Там он умер в 1962 г. Мне неоднократно приходилось встречаться с этим талантливым певцом, музыкантом и медиком-просветителем. А.И. Баландин дружил и общался по творческим делам на Омском радио с известными актерами омского облдрамтеатра М.М. Иловайским, Н.Н. Колесниковым, для которых я писал сценарии литературно-драматических радиопередач на историко-революционные темы. Приходилось мне встречаться с А.И. Баландиным и у знаменитого омского краеведа и любителя певческого искусства, у директора краеведческого музея Андрея Федоровича Палашенкова. Сюда А.И. Баландин нередко приходил с другим медиком-любителем и знатоком прекрасного – с профессором-хирургом Марком Соломоновичем Рабиновичем.
Кратко, но очень тепло написал М.А. Белокрыс в своем “Словаре” о замечательной певице (меццо-сопрано) Марии Ивановне Басовой. Она когда-то училась на вокальном отделении Харьковского музыкального училища, а с началом Великой Отечественной войны эвакуировалась в Омск –вместе с мужем-полковником Назаром Лукичем Ткаченко, преподавателем военного училища. Участник еще Гражданской войны – буденновец Н.Л. Ткаченко, демобилизовавшись из военного училища, пришел потом преподавать на кафедру истории Омского педагогического института, которой мне пришлось заведовать в течение многих послевоенных лет. Супруга моего коллеги – М.И. Басова много и увлеченно пела в художественной самодеятельности при Омском гарнизонном Доме офицеров. Обладая прекрасным голосом обширного диапазона, она имела в репертуаре партии из опер Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Ж. Бизе, романсы А.Г. Рубинштейна, Р.М. Глиера. Ее выступления пользовались большим успехом. Помнится, как конферансье на концертах в Доме офицеров нередко обыгрывали такую шутку-каламбур: “А сейчас выступит не Барсова, но все-таки Басова!” (Имелась в виду Валерия Барсова – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Московской консерватории (певица лирико-колоратурное сопрано).
Признаться, я и мои коллеги по кафедре любили ходить на семейные праздники к Ткаченко-Басовой, так как Мария Ивановна угощала нас не только в гастрономии, но и в прекрасном пении.
В книге М.А. Белокрыса ярко представлен в тексте и на фотографии замечательный омский педагог Добросмыслов Сергей Дмитриевич (1894-1975), любитель и пропагандист музыки, музыкальный обозреватель газет. Основным делом С.Д. Добросмыслова, вузовского доцента педагогики, было преподавание в высшей школе. Мы вместе с ним работали в доцентуре в Омском педагогическом институте. И жили в одном доме, в одном подъезде. Дочь Сергея Дмитриевича – Ариадна Сергеевна Добросмыслова-Данилова, ветеран Великой Отечественной войны и участница Сталинградской битвы, в течение многих лет преподавала на кафедре истории, которой я заведовал. За большую научную эрудицию, за веселый нрав Сергей Дмитриевич был любимцем педагогом в студенческом коллективе. Обладая от природы острым слухом, хорошей музыкальной памятью, он свободно играл на многих инструментах (фортепиано, фисгармонии, гитаре, мандолине, балалайке), знал нотную грамоту, оперную и симфоническую классику. Создавал хоровые коллективы, проводил спевки, аккомпанируя на рояле. Занимался эстетическим воспитанием молодежи, писал статьи по вопросам музыкальной культуры.
… Книгу профессора Михаила Алексеевича Белокрыса “Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII-середина ХХ вв.)”, первый том, А-Д, закрываешь с чувством гордости за богатые музыкальные традиции в нашем Обь-Иртышском крае. С чувством благодарности автору за его нелегкий труд. Будем с интересом ждать выхода в свет следующих томов этого превосходного издания.