На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


Л.В. Секретова
ЭЛИТАРНЫЕ КЛУБЫ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Секретова Л.В., 2003 //Культурологические исследования в Сибири. 2003. № 3 (С. 126 – 130).
Конец ХХ – начало ХХI века отмечены интенсификацией процесса создания и функционирования многообразных объединений, сообществ в досуговом пространстве всех слоев общества. «Детские и молодежные, армейские и женские, коммерческие и компьютерные, научные и семейные, популярные телевизионные и радио-клубы, – каждый из этих и многих других, существующих у нас в стране клубов, имеет свою организационную и содержательную специфику, свои проблемы и свой опыт. Изучение этого специфического опыта сегодня необходимо и клубным педагогам, и клубным организаторам как на теоретическом, так и на технологическом уровнях» – пишет В.В. Туев.1 В автореферате докторской диссертации «Феномен клуба-историко-педагогический анализ» он обращает внимание на то, что сегодня «педагогической науке необходима и обновленная парадигма клуба, преемствующая многовековые традиции клубного общения, интегрирующая клубоведческие концепции зарубежных и отечественных специалистов, обобщающая актуальные достижения социокоммуникативной практики».2 С 90-х годов XX века в средствах массовой информации сначала редко, а затем все чаще начали появляться сообщения о деятельности клубов, к которым журналисты стали применять определение «элитный» или «элитарный. Начало XXI века характеризуется уже чрезмерно частым употреблением слов «элита», «элитный», «элитарный». Действительно, сейчас образовались, оформились различные виды элиты, они пользуются элитными продуктами, товарами и услугами, размещаются в V.I.P зонах, объединяются в элитарные сообщества, клубы, при этом решая свои профессиональные, деловые задачи, реализуя политические цели, удовлетворяя духовные потребности, среди которых необходимо выделить потребность в общении. Итак, слово «элита» и прилагательные от него в настоящее время активно используются в устной речи, в сообщениях средств массовой информации, все чаще мы узнаем о существовании и деятельности тех или иных клубов элиты и, естественно, становится актуальной попытка понять это явление, дать научное определение «элитарному клубу» с позиций социокультурной деятельности. Во-первых, обратимся к понятию «клуб». Клуб, согласно «Большому энциклопедическому словарю», – это общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.3 По определению В.В.Туева, клуб-это «социальный институт избирательного локального межличностного общения, созданный человеком для удовлетворения изначально имманентно присущей ему коммуникативной потребности».4 По мнению А.В.Каменца, «клуб-это добровольная и постоянная общность людей, преимущественно одного социального круга, объединившихся по интересам».5 В целом, клуб является общественно-добровольным формированием, одним из субъектов социально-культурной деятельности. Заметим, что «к субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний».6 По мнению Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникова «общественно-добровольные формирования как субъект инноваций в сфере культуры и досуга нуждаются в достаточно глубоких социально-педагогических исследованиях. Многие психологические, экономические, этнические аспекты этого интересного общественного явления остаются пока не раскрытыми».7 Продолжая свои исследования в социально-культурной сфере, эти же авторы приходят к убеждению, что необходимо изучать «многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института», осуществлять «социально-психологический анализ структурного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга», интерес представляют также «субъекты, воплощающие социальный портрет элиты».8 В.В.Туев отмечает «возникновение элитарных структур и форм досугового общения» как одну из современных тенденций в развитии социально-культурной деятельности.9 Во-вторых, обратясь к определению термина «элита», мы встретили ряд трактовок, из которых, на наш взгляд наиболее соответствующей задачам нашего исследования является следующая. «Элита (от французского-лучшее, отборное)-понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры…Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей, а самих элит насчитывают, как правило пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая,-которые уравновешивают друг друга и предотвращают возникновение тоталитаризма. К экономической элите причисляют, например, крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, несомненно являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. По теории элит, любой человек, наделенный этими чертами и при известном везении, может войти в элиту».10 В-третьих, попытаемся суммировать вышеприведенные определения, интегрируя их с современной практикой и историческим опытом становления института клуба в России, для того чтобы определить специфические черты элитарного клуба, а также его роль и значение в обществе. Досуговые объединения отечественной элиты представлены клубами, союзами, обществами, организациями и непосредственно объединениями. В них состоят представители промышленных и банковских структур, интеллигенции, врачи, журналисты, писатели, артисты, ценители искусства, филантропы, политики. Основным видом деятельности в досуговых объединениях является общение членов объединений друг с другом, но при этом имеют место разнообразные формы контактов с внешней средой, соответствующие целям организаций и их членов: презентации, публикации, концерты, встречи, благотворительные акции и другие. Наравне с сообщениями о столичных элитарных досуговых структурах имеют место и материалы об элите региональной, городской. В то время как в печати, на радио и телеканалах регулярно проходят сообщения, касающиеся элитарных клубов, в научной литературе тема их пока освещена слабо. Опорными материалами в данной области являются труды В.В. Туева «Феномен английского клуба», «Технология создания инициативного клуба», докторская диссертация «Феномен клуба: историко-педагогический анализ» и монография С.С. Комиссаренко «Клуб как социально-культурное явление (исторические аспекты развития)» Исследования по истории, теории и методике работы клуба осуществляли ученые В.А.Разумный, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Д.М.Генкин, Г.Г.Волощенко и другие. Однако эти ученые рассматривали клубы, их развитие до XX века, при этом они не выделяли элитарные клубы. Современная история элитарных клубов остается пока «белым пятном». В то же время существует объективная необходимость в изучении современного опыта деятельности современных элитарных клубов, в исследовании технологии организации и функционирования элитарного досугового объединения. Тенденция элитизации досуговых объединений стала ярко проявляться, начиная с 90-х годов XX века. Однако корни элитизации, конечно, лежат гораздо глубже. Особенно яркими досуговыми (и не только досуговыми) структурами отечественной элиты являлись Петербургский и Московский Английские клубы XVIII-XIX вв., Российское Благородное собрание в Москве, Императорский яхт-клуб, салоны и кружки аристократии. В.В.Туев отмечает, что подобно Российскому благородному собранию создавались дворянские собрания почти в каждом губернском городе России: «Во всех крупных сибирских городах в Х1Х в. существовали дворянские («благородные»), офицерские, купеческие («коммерческие») собрания или клубы. Они долгое время были излюбленным местом отдыха и развлечений сибирского чиновничества и военных… Деятельность клубов сводилась к устройству балов-маскарадов, благотворительных вечеров, сами клубмены с удовольствием занимались в них праздными обедами, едой, специально готовившейся для клубных обедов и ужинов, азартными картежными играми. Большое место в клубной жизни занимали любительские постановки драматических и даже оперных спектаклей, гастроли профессиональных трупп, реже проводились лекции и доклады по вопросам науки, литературы и искусства, преимущественно за счет приезжих просветителей».11 Город Омск также не стоял в стороне от подобных процессов. В истории Омска запечатлена интересная и культуроразвивающая деятельность Омского дворянского собрания, Общества любителей музыки, Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Ценные сведения о досуговых структурах и досуговых увлечениях дореволюционного Омска содержит монография Д.А. Алисова «Культура городов Среднего Прииртышья в XIX, начале XX вв.» В ней можно прочесть о деятельности Коммерческого клуба, Омском обществе правильной охоты, Обществе любителей драматического искусства, Обществе художников и любителей изящных искусств Степного края и многих других. Всего, как отмечает Д.А. Алисов, «в 1900 году в Омске числилось более 25 различных обществ. К 1916 г. их число увеличилось до 33».12 На наш взгляд автор монографии делает весьма важный вывод: «Все эти многочисленные общества и общественные организации объединяли, главным образом, инновационные слои городского населения с целью совместной исследовательской, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. При помощи этих обществ в Омске проводились научные экспедиции, устраивались выставки, музыкальные вечера и спектакли, лекции и народные чтения, организовывались праздничные и досуговые мероприятия, охватывавшие в целом довольно широкие слои населения».13 В настоящее время в Омске действуют целый ряд клубов, досуговых объединений, обществ, кружков и салонов, в которых встречаются на досуге представители элитарных структур города. Среди них возрожденное Омское дворянское собрание, Общество коренных омичей (основатель и руководитель В.И. Селюк), Аспирантский клуб (при академическом зале Областной научной библиотеки им. Пушкина), Клуб деловых людей (по ул.Яковлева, 143), Клуб «Достоевский» (члены клуба встречаются в музее Либеров-Центр), некоторые клубы спортивных бальных танцев, спортивные клубы «Авангард» и «Мадонна», Пушкинское общество (руководитель В.А. Русанова), Пушкинский клуб «У Лукоморья» (секретарь В.И. Годяева), «Рисовальные понедельники» (в музее Кондратия Белова) и другие. Важно отметить, что и в сельских районах области проявляется тенденция элитизации, источником которой является интеллигенция. Так, во время комплексного социологического исследования г.Тары в 1994-1995г. был выявлен кружок тарской интеллигенции под названием «Салон второй этаж», члены которого встречались на втором этаже здания музея и картинной галереи г.Тары для общения и совместных досуговых занятий. По свидетельству респондентов данное досуговое объединение успешно действует и в настоящее время. Во время проведения IV Всероссийского семинара «Досуг. Творчество. Культура» в 2001 году в процессе обсуждения доклада О.В. Печерицы была выявлена деятельность кружка интеллигенции при картинной галерее в районном центре Таврическое. Дополнительным источником сведений о деятельности элитарных клубов в Омской области оказались письменные работы (контрольные и курсовые) студентов заочного отделения специальности «социально-культурная деятельность» Омского государственного университета, а также слушателей групп переподготовки Государственного образовательного учреждения «Региональный инновационный центр» (ГОУ РИЦ). Надо заметить, что чаще всего студенты и слушатели описывают деятельность детских, молодежных объединений разнообразной направленности, клубов ветеранов. Сообщения о клубах интеллигенции, то есть районной, сельской элиты, очень редки, пишется о них вскользь, попутно с перечислением других имеющихся клубов, объединений. Анализируя деятельность современных элитарных клубов по ряду позиций, следует отметить, во-первых, что местом встречи членов клуба чаще всего являются такие учреждения культуры, как библиотеки, музеи, галереи, дома творческих работников. Во-вторых, инициаторами и активными участниками всех мероприятий, проводимых клубами, часто являются профессиональные работники культуры, специалисты учреждений различного профиля. В дальнейшем, на основе дополнительно собранных фактов о деятельности элитарных клубов, возможно, сделать выводы относительно структуры, состава и деятельности элитарных клубов, содержания и форм их работы, ведущих партнеров по деятельности (органы власти, конфессии, общественные организации, фонды, деловые круги, бизнес, международные связи, учреждения образования, культуры и др.) Таким образом, элитарные досуговые объединения играли и играют роль не только коммуникативную и развлекательную, но, более того, образовательную и культуросозидающую, значимую и для членов этих досуговых формирований и для общества в целом. Различные ценностные теории элит в целом имеют ряд общих установок, анализ которых убеждает нас в том, что обращения к настоящей теме действительно актуально, поскольку гармония качественных и количественных характеристик элиты как социокультурной страты способствует росту культурного уровня всего общества, его прогрессу, является условием эффективного функционирования любого общества. Одна из таких общих установок констатирует, что «формирование элиты – не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях».14 По мере развития цивилизации вырабатывается все большее количество социальных слоев и, соответственно, видов элиты. Анализ периодической печати показывает, что сегодня есть следующие виды элиты: политическая, финансовая, деловая, национальная, военная (генеральская, офицерская, по родам войск), сословная (аристократическая, дворянская, купеческая), церковная, интеллектуальная, научная, педагогическая, журналистская, художественно-творческая (по видам искусства), спортивная, студенческая, модельная, криминальная. Как было отмечено выше, для формирования и развития элиты, для трансляции ее опыта и культурных ценностей во внешнюю среду, требуются соответствующие механизмы. Среди них, по нашему мнению, важно отметить роль элитарных досуговых объединений и клубов элиты. Знание исторического и современного опыта элитарных клубов и досуговых объединений как особых социальных институтов, понимание их сущности и социодинамических и педагогических механизмов организации клубного общения позволит более эффективно реализовывать функции социально-культурной деятельности как во внутренней среде клуба, так и во внешней – в социуме.
Примечания

1. Туев В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Автореферат дис… доктора пед. наук. – М., 1998. – с.5.
2. Там же.
3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. И доп. – М:«Большая Российская энциклопедия», СПб: «Норинт», 1997. – с. 540.
4. Туев В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Автореферат дис… доктора пед. наук. – М., 1998. – с.49.
5. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001. – с.4.
6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.-М., 1995. – с.50.
7. Там же. – с.72.
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. – М., 2001. – с.79.
9. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник научных статей / ред.-сост. В.В. Туев. – Кемерово: КемГАКИ, 2002. – с.74.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. – М, 2001. – с.79.
11. История клубов Кузбасса. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – с.22.
12. Алисов Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX – начале XX вв. Монография. – Омск, 2001г. – с.129.
13. Алисов Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX – начале XX вв. Монография. – Омск, 2001г. – с.135.
14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – 3-е изд. – М, 1997. – с.149.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2005g
Hosted by uCoz