На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


Алексей Сорокин
МОСТЫ ОМСКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ХРОНИКА.

©Сорокин А.П., 2005 // «Проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия в памятниках Омского Прииртышья» / Сб. науч. трудов под ред. П.П. Вибе – Омск, 2005 – с.
С увеличением народонаселения и развитием цивилизации все более проявлялась потребность общения, как между отдельными народами, так и между обитателями различных населенных пунктов, что в свою очередь вызывало необходимость устройства удобных путей сообщения. При прокладке таких путей, очевидно, должны были представляться случаи пересечения рек, глубоких оврагов и пр., а потому необходимость соединения противоположных берегов реки каким – либо сооружением (мостом) ощущалась еще в давние времена. Первые мосты, по всей вероятности, отличались крайней простотой и были, без сомнения, деревянные, так как перекрытия небольшого пролета деревянным прогоном требовало меньшего искусства, чем устройство каменного свода. Идея балочного перекрытия пролета деревянными прогонами, - по своей простоте и многочисленным примерам, представляемым природой, - должна была предшествовать перекрытию пролетов с помощью каменных сводов. Первым большим деревянным постоянным мостом считают мост, построенный Юлием Цезарем через реку Рейн (в первой половине I века до н. э.) и состоявший, - на основании сохранившихся описаний, - из вертикальных и наклонных свай, поверх которых располагались поперечные насадки, прогоны моста и полотно. Самые долговечные и значительные по своей роли в архитектуре – каменные мосты. Известны естественные каменные мосты, образованные выветриванием и действием воды. В 1961 г. был открыт такой феномен. В Перу, провинция Сантино, на обращенных к амазонским джунглям склонах Анд, в труднодоступной теснине горной гряды Вилькабамба на высоте 2,3 тыс. м. над уровнем моря, над ревущей в низу рекой Кутибирени завис гигантский нерукотворный мост из песчаника. Его высота над водой составляет 183 м., длина – 365 м., а ширина может вместить шесть футбольных полей. Тонкая каменная балка или плита при значительной нагрузке в середине пролета сломается. Поэтому каменные мосты – арочные. Итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472 гг.) охарактеризовал образ и основу конструкции каменных мостов словами: «Своды и арки, как по другим причинам, так и по причине резких и беспрерывных сотрясений от езды должны делаться исключительно прочными и необычайно крепкими… Словом, мост и в своих очертаниях и во всем своем строении – должен быть таков, чтобы навсегда оказаться огражденным от частых и опаснейших сотрясений при езде. Что мостам нужны цельные, очень большие камни, с этим разум нас понуждает согласиться примером наковальни, ибо когда она велика и, следовательно, тяжела, то легко выдерживает сотрясения от молотов, а когда она легче, то подпрыгивает и шатается от ударов» Долгое время сохранялась основная, конструктивная система мостов – криволинейные своды пролетов, опирающиеся на быки и устои. Только в XVIII – XIX вв. применение металла (сначала чугуна, а позже – прокатных профилей железа и стали, железобетонных конструкций) привело к развитию многообразных систем мостовых сооружений. В России ситуация была несколько иной. На небольших реках иногда делались плавучие мосты, которые можно было развести в случае военной опасности, на зимнее время или для прохода речных судов. «Живой» мост – сооружение из бревен, связанных между собой в виде плотов, лежащих на воде, уже в 1498 г. был на месте современного Москворецкого моста. Первые мосты в России, стране лесов, были деревянными. Из дерева мосты строили на протяжении всей ее истории, строят и теперь, но всё же наиболее прочные и значительные мосты – стальные и железобетонные. Так как река часто служила оборонительным рубежом, мосты строились только при крайней необходимости, преимущественно в целях снабжения города. Однако мост постепенно становился местом бойкой торговли, так как через него проходили все пути, и здесь предприимчивые купцы и ремесленники строили магазины и мастерские. Мост переставал быть оборонительным пунктом, он обрастал всевозможными пристройками, лавками, таможенными пунктами, а иногда и жилыми помещениями. Очень много примеров, особенно в истории Европы, когда возле моста или переправы, которые находились на важном торговом пути, возникали и росли крупные города, часто названия мостов давали и названия городу. (Например, Инсбрук – «мост через Инн»). В Омске ситуация первоначально была иной. Поскольку в первое столетие своего существования Омск служил пограничной крепостью, мосты и переправы, соединявшие берега Иртыша и Оми имели серьёзное оборонительное значение. Да и перенос Омской крепости генералом Шпрингером с левого берега Оми на правый во многом был вызван ненадёжным состоянием переправ. В последнее время история омских мостов, уже не раз освещавшаяся писателями и журналистами вновь привлекает наше внимание . Грандиозная реконструкция центра Омска, связанная со строительством метромоста, как и Ленинградский мост, возведённого на месте одной из старинных переправ, вновь заставляет нас обратиться к месту и роли мостовых переправ в истории нашего города. Не претендуя на полноту изложения, автор, используя преимущественно опубликованные источники, постарался собрать исключительно научно справочную информацию о мостах, через р. Иртыш и Омь в пределах Омского Прииртышья. Особое внимание хотелось бы уделить и малым мостам, информация о которых зачастую весьма скудна. Справочные материалы дополняются документальным приложениями хроникой строительства мостов, составленной на основании и по образцу аналогичной хроники «1000 знаменательных событий из истории Омска», включающей дату, событие и источник информации. Автор надеется, что к истории мостов как памятников истории и архитектуры, необходимости их сохранения и изучения тем самым будет привлечено должное внимание. Справочные материалы. Всего в конце XX века в Омске функционировало 12 мостов и путепроводов через реки Омь и Иртыш: • Через Иртыш - один железнодорожный в Ленинском районе (состоящий из четырёх параллельных друг другу веток-мостов, одна из которых – старейшая, построенная по проекту Н.А. Белелюбского в 1895-1896 гг., разобрана на металлолом; и четыре коммунальных - Ленинградский (1959) в створе ул. Масленникова, им. 60-летия ВЛКСМ (1978), в створе ул. Заозёрной – Лукашевича и Новый (1991) на южной ветви окружной магистрали Челябинск- Новосибирск ( М51), а также сданный в эксплуатацию 18 октября 2005 г. метромост имени 60-летия Победы в створе ул. Фрунзе с двумя подъездными эстакадами. • Через Омь: считая от устья вверх по течению: o Юбилейный (1967), в створе ул. Ленина: на месте Железного (1903), а до того – Ильинского моста. К 50-летию советской власти на его месте был построен Юбилейный мост из железобетона, рамно-консольный, с подвесной балкой, с предварительно напряжённой арматурой. Длина проёма 80 м o Комсомольский в створе ул. Гагарина – пр. Маркса (1948-1953 г., реконструкция с уборкой трамвайных путей - 1997), построенного в по проекту «Ленгипротрансмост». Это один из первых сталежелезобетонных мостов в СССР. o «Новый» или Фрунзенский (1987-88, первоначальное название предполагалось «70 лет ВЛКСМ») – соединивший ул. Фрунзе и ул. М. Жукова над застройкой бывшего Лугового форштадта. В 1987-88 через Омь построен новый мост. На высоких опорах – прямой, лёгкий, красивый. Проектная организация – Государственный институт по изысканию и проектированию мостов - «Ленгипротрансмост». Длина мостового перехода 1046 м, собственно моста 165 м, ширина 31,6 м: проезжая часть и 2 тротуара по 2,25 м. Высота моста до подошвы ростверка 17,6 м. Эстакада к мосту подойдёт от ул. Маршала Жукова и пойдёт дальше в центр города. Железобетонная эстакада от ул. М.Жукова сделана для того, чтобы не засыпать топкие Луговые улицы. Автотранспорт пойдёт между опорами. При строительстве эстакады ввели предварительно напряженные железобетонные балки сборные. Пролёты между опорами 24 м. Эстакада моста - сметная стоимость 15.425.000 рублей. (в ценах 1984 г. - А.С.) Пролётные строения - железобетонные балки длиной 24 м. Фундамент опор на буровых сваях диаметром 1,35 м, с уширением до 3,5 м. Длина 21 м. Высота эстакады до подошвы ростверков 11 м. Длина эстакады 503,5 м. Ширина эстакады 33,8 м. Полная стоимость мостового перехода 14.130.000 рублей. Строители - мостоотряд № 63, эксперт зав. кафедрой СибАДИ Толмачёв К.Х. 4 полосы для движения автомобилей, 2 – для скоростного трамвая (не реализовано). o «Горбатый» или Октябрьский (1962) в створе ул. Б. Хмельницкого и 2-й Восточной. Октябрьский мост – железобетонный, арочный с тремя пролётами по 40 м. Построен в 1962 году. Подвергся фактическому сносу до оснований ферм и реконструкции в 1996 -1998 гг. Трамвайное движение функционировало в 1962-1990 гг. и с 1998 г. o Железнодорожный однопутевой мост, соединяющий северную ветку окружной железной дороги между станциями Московка, Универсальная, Омск-Северный и Комбинатская. Построен между 1932 и 1953 гг. Кроме того, через Омь между Железнодорожным (12 км от устья) и Горбатым мостами переброшено два путепровода, содержащие в себе теплотрассу, приспособленные под пешеходные мосты – один на 100 м. выше железнодорожного (1994-96, построен для дачников), второй – на 200 м. ниже Горбатого (1996-97, в связи с реконструкцией последнего, для жителей Линий и Восточных). Последний пешеходный мост также стал мотивом и изображён на обложке музыкального альбома группы Егора Летова «Гражданская оборона» - «Здорово и вечно» (1989,2001). Кроме того, на Оми в XX столетии существовал ещё ряд мостов, ныне разрушенных: o Деревянный мост в районе ул. Баррикадной и здания современного УВД ЦАО №1. (1933, разобран, вероятно, в 1967 году при подрыве дамбы, сооружённой ради промывки Оми в черте города от грязи); o Трамвайный мост (деревянный) (1936, снесён напором льда в 1947 году, по одной из версий – взрывом фугаса, которым дробили лёд.) практически параллельный нынешнему Юбилейному. o Старый деревянный Железнодорожный мост в между посёлками 5 и 8 Кирпичных заводов. Был построен по свидетельству А.Ф. Палашенкова для окружной ж/д ветки в 1932 г., снесён льдом и обвалился в середине 1980- х гг. В 1982 г. автор видел его ещё целым. В Омской области также есть ещё два моста через Иртыш – железнодорожный в Черлакском районе у ст. Большегривское и открывшийся в 2004 году коммунальный мост в Таре возле Самсоновской переправы. Через Иртыш всего построено 8 мостов: 2 у Семипалатинска, 2 у Павлодара и 4 в Омске Через Омь же вверх по течению мостов гораздо больше, из них магистральное значение имеют мост в с. Сыропятском ( подвергся капитальной реконструкции в 1999-2000), р.п. Кормиловке, в районе д. Никитино (1999) , г. Калачинске и с. Нижнеомке (1996). Хроника омских мостов. 14 октября 1755 г. Чрез реку Омь мост, кроме фундамента, пришел ветхость и местами перила обвалились. Описание Омской крепости, составленное прапорщиком Я. Уксусниковым. ГАОО, ф. 1, оп. 1, д. 39, л. 138 – 140 об. Подлинник. 1766 г. Через реку Омь построен деревянный мост: «Через речку Омь немалого кошта построен в 1766 году деревянной на сваях и на срубленных свинках, мост, который ныне с великим убытком жителями держится.» Из истории Омска:1716-1917. Сборник документов. Омск: ГАОО, 1967.- С. 81. Описание Тобольского наместничества, 1782 г. – Новосибирск , 1982. 1826 Построен деревянный Ильинский мост через Омь. Из истории Омска:1716-1917. Сборник документов. Омск: ГАОО, 1967.- С. 81. Май-июнь 1868 Омский городской голова, потомственный почетный гражданин Владимир Петрович Кузнецов (?-1870) в 1868 г., к приезду великого князя Владимира Александровича, вместе с архитектором Э.И. Эзетом ремонтирует ветхий деревянный мост через Омь . 17января 1886 Омск На заседании Городской Думы рассматривались вопросы о ремонте Ильинского моста на городские средства и об организации в городе ночной стражи Акмолинские областные ведомости, 1886, 2 апреля, №14 14 октября 1889 У устья Оми на левом берегу между пристанью пароходства Игнатова и городским мостом через Омь был открыт водомерный пост. На мосту производились трехразовые наблюдения за уровнем и температурой воды, температурой воздуха, состоянием погоды, а осенью и весной за ледовыми явлениями на Иртыше и Оми. П.В.Борисов. Изучение гидрологического режима Иртыша // "Известия Омского отдела ГО СССР,1966, с.100 15 – 16 марта 1896 Завершено строительство железнодорожного моста через Иртыш по проекту Н.А. Белелюбского. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. Омск: Омское книжное изд-во., 1960, с. 41 Степной край. – 1896. – 17 марта. После проведения железной дороги население Омска растет очень быстро. Перепись 1897 года учла в Омске около 37,5 тысячи жителей, а в 1905 году население увеличилось в два раза и составило 75 тысяч человек, а к 1917 году Омск стал самым крупным городом Сибири с населением в 113680 человек. Наряду с застройкой старой территории города развертывается строительство в районе железнодорожной станции Омск и на левом берегу Иртыша, в районе Омского поста, что было бы невозможно без надёжной связи между двумя берегами Иртыша. 7 июля 1903 Завершено строительство железного моста через Омь. С ростом промышленности и торговли увеличились перевозки грузов в городе. Построенный еще в 1826 году деревянный Ильинский мост стал совершенно ветхим. 15 октября 1900 года был заключен договор на постройку моста с обществом Харцызского машиностроительного и котельного заводов. В апреле 1902 года строительство моста началось и велось немногим более года. 7 июля 1903 года новый разводной мост через р. Омь был торжественно открыт. Он обошелся городу в 170 тысяч рублей. Кочедамов В.И. Указ. соч. – С. 44. Из истории Омска…- С. 81. 14 ноября 1919 При отходе белых войск из Омска - столицы Верховного Правителя А.В. Колчака – только вечером 14 ноября, уже после занятия красными центра города, были взорваны две фермы железнодорожного моста через Иртыш со стороны правого берега. Шулдяков В.А. Падение белой столицы // «Третья столица» - 2002. № 16 апреля 1920 Началось регулярное движение поездов через Иртыш по восстановленному железнодорожному мосту, взорванному колчаковцами при отступлении. Руководил восстановлением моста военный инженер Д.М. Карбышев. Познанский В.С. «Д.М. Карбышев» – Новосибирск, 1980. – С. 93 – 94. Май 1932 Закончено сооружение первой очереди окружной железной дороги длиною в 26 км. В.И.Кочедамов. «Омск. Как рос и строился город», Омск; 1960, С. 65. 12 апреля 1933 Сдан в эксплуатацию деревянный мост через р. Омь между улицами Баррикадной и Омской. «Рабочий путь», 12 апреля 1933, №78 20 сентября 1935 Завершено строительство Второго железнодорожного моста через р. Иртыш. . «Омская правда», , 28сентября 1935, №224 2 октября 1936 Сдан в эксплуатацию трамвайный мост через р. Омь. ГАГО, ф. 1, оп. 4, д. 209, л.243. Из истории советского Омска (1917-1940). Сборник документов. Омск: ГАОО, 1975. Ноябрь 1936 Началась эксплуатация первой очереди трамвая длиною 8,2 км. по маршруту от вокзала до сада им. Куйбышева. . «Омская правда», №265, 16 ноября 1936г. 22 сентября 1937 Сдача в эксплуатацию понтонного моста через р. Иртыш в г. Омске. ГАГО, ф. 437, оп. 1, д. 39, л. 12 – 47; оп. 9, д. 334, лл. 32 – 33. Из истории советского Омска (1917-1940). Сборник документов. Омск: ГАОО, 1975. 26 сентября 1937 Сдача в эксплуатацию трамвайной линии от сада им. Куйбышева до городка Водников. ГАГО, ф. 1, оп. 4, д. 239, л. 177. Из истории советского Омска (1917-1940). Сборник документов. Омск: ГАОО, 1975. Решена была проблема транспортной связи Ленинска с центром города (сад им. Куйбышева – теперь кинотеатр им. Маяковского) – построена трамвайная линия, сданная в эксплуатацию к 19 – й годовщине Октября. В 1940 г. протяженность трамвайных путей составляла 23,1 км. по линиям: вокзал – городок Водников; центр – 12 – я Ремесленная; центр – парк культуры и отдыха. Намного улучшилась и транспортная связь с Кировским районом после того, как в 1937 г. был введен в строй понтонный мост через Иртыш в районе поселка им. Куйбышева Ленинского района. 6 ноября 1959 Введен в строй новый коммунальный мост через Иртыш, построенный ленинградскими моторостроителями под руководством инженера И.П.Богданова. Омская правда. – 1959. – 7 нояб. 31 января 1967 Решением горисполкома присвоены наименования мостам города: 1). Мост через Омь в створе ул. Ленина в честь окончания строительства его ко дню 50 – летия Октябрьской революции назван Юбилейным. 2). Мост через Омь в створе ул. Гагарина и пр. Маркса – Комсомольским. 3). Мост через Омь в створе ул. Б. Хмельницского и 2 – й Восточной – Октябрьским. 4). Мост через Иртыш в створе ул. Масленникова – Ленинградским. Омская правда. – 1967. – 1 марта. 3 ноября 1978 Состоялось торжественное открытие нового коммунального моста через Иртыш в районе телецентра. 6 лет напряжённой работы потребовалось коллективу строителей, чтобы возвести уникальное транспортное сооружение, связавшее жилые кварталы Левобережья с крупными районами города – Советским и Первомайским. Мосту было присвоено имя шестидесятилетия ВЛКСМ. Его протяжённость составила семьсот пятьдесят метров. Омская правда. – 1978. – 3 – 4 ноября. 5 ноября 1988 Состоялось открытие моста через реку Омь – четвертого в черте города. 28 ноября 1991 Состоялось торжественное открытие автодорожного моста через Иртыш по южному обводу окружной автомагистрали Омска. Омская правда. – 1991. – 19 дек. 30 сентября 1994 Состоялось открытие движения по новой, третьей нити ж/д моста , построенной рядом с действующим. Омская правда, 1994, 4 октября, с.1; 3 октября 1995 Сдан в эксплуатацию мост через реку Иртыш на Южном обводе Омска. Машкарин М.И.,Яшин В.В. Омское прииртышье в истории одного дня : хроника событий XVI-XXвв.Омск,1999 - 351с. 4 августа 1996 После реконструкции открыт Октябрьский мост через р. Омь и участок дороги по ул.Маршала Жукова с транспортной развязкой по ул.Бульварной. Омская правда, 1996, 25 июля,с.1 22 октября 1996 Закрытые в 1990 году трамвайные маршруты №1,4 были восстановлены , благодаря пуску Октябрьского моста. Жители Амурского поселка получили кратчайшую связь с Куйбышевским и Ленинским районами Омска. Машкарин М.И.,Яшин В.В. Омское Прииртышье в истории одного дня : хроника событий XVI-XXвв.Омск,1999 - 351с. 12 мая 1997 Временно закрыт на ремонт Комсомольский мост через р. Омь для движения транспорта. Омская правда,1997, 14 мая, с.1 18 октября 2005 г. В присутствии пердставителя Президента по Сибирскому федеральному округу А. Квашнина и губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева состоялось торжественное открытие автомобильного движения по метромосту через Иртыш, получившему название «Мост 60-летия Победы». Автор проекта Сергей Цыганцов, главный технолог ,прораб Александр Зюзин. «Омская правда-Намедни» 19 октября 2005 г., №79. С.4-5. Приложение. Документы. Описание Омской крепости, сделанное академиком П. С. Палласом во время путешествия по Сибири. 1771 г. За двенадцать верст от Камышловской минуешь в левой стороне то место, на коем был сперва Иртышной редут, населенный ныне отставными солдатами; а приближаясь опять к Иртышу приедешь к находящемуся повыше Омской крепости перевозу, где на левом берегу ради сообщения и торговли построен деревянный редут, в коем находится один порутчик, шесть драгунов и 25 башкирцев. Иртыш в сем месте шириною около трехсот сажень и теперь в нем отлив. Но в июне месяце вода опять в нем прибудет, ибо тогда наполняет ее стекающая с гор вода. Для перевозу поделаны здесь изрядные большие паромы, а, переехав реку, до крепости остается на более полуверсты. Судами пристают здесь у кирпичных заводов, там ради строения крепости заведенных. […]Омская крепость заимствует название свое от реки Оми, на устье коей лежит она; ближе к Иртышу оная река, как сказывают вытекает вместе с Тарою некоторого в Барабинской степи находящегося, Тартасом именуемого болота. Старая крепость построена была выше реки Оми на Иртыше и обведена деревянною стеною с бастионами и рвом. В ней находилась одна только худенькая деревянная церковь, против коей построены были деревянная гауптвахта, с украшенными воротами, а против сих дом для главного всех Сибирских пограничных линий начальника, который всегда главное свое пребывание имеет в Омской крепости. Число всех дворов старой крепости простирается почти до 200. […] Ниже реки Омы лежала прежде слобода, которая ныне по большей части на деревни разделилась, а за оною следует лежащее по Иртышу прекрасное над всею окрестностью возвышанное место, кое господин генерал – порутчик фон Шпрингер избрал ради важной причины для заложения на оном новой крепости, поелику старая совсем уже почти развалилась. Сия Новая весьма выгодное положение имеющая Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом по новым воинской архитектуры правилам, и с 1768 году, когда она начата, выстроено оной под смотрением своего основателя весьма много. Она представляет многоугольник о пяти бастионах, которой на реке Иртыше сходится, и из крепкого дерном выложеннаго земляного вала и широкаго сухого рва состоит, но на южной стороне не совсем еще она была отделана. […]Словом сказать, все при заложении сея крепости разсмотрено, дабы учинить оную достойную щасливых времен Великия Монархини и Высочайших премудрых ея намерений. Одна часть старой крепости будет сломана и старую соборную церковь также разломают, а оставятся токмо кладбище, на коем воздвигают ныне монумент над гробом покойного генерал – порутчика фон Шпрингера, напротив того, из слободы старую церковь перенесли на левой Омы берег, и по обоим сея реки сторонам построено небольшое предместье для казаков и отставных с одним токмо ретраншементом. Опубл. П.С.Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. II. Спб., 1786, стр. 111 – 118. Описание окружного города Омска Тобольского наместничества, 1782 10 – е Через речку Омь немалого кошта построен в 1766 году деревянной на сваях и на срубленных свинках, мост, который ныне с великим убытком жителями держится. В самой крепости построена в 1772 году церковь соборная каменная с приделами ,гобвахта и школа каменные же построены в 776 году. […]. РГВИА, ф. ВУА ед. хр. 1907, лл. 49 – 51 об. Подлинник. Описание Тобольского наместничества. Новосибирск, 1982. Корреспонденция из газеты «Омская правда» о постройке в г. Омске железнодорожного моста через Иртыш. 28 сентября 1935 г. В дождь и морозы, в осеннюю распутицу и весеннюю слякоть, в дни, когда на Иртыше было 42 градуса мороза и 36 градусов жары, на строительстве железнодорожного моста кипела работа. Ударники строительства не знали непогоды. В сентябре надо было закончить постройку моста. Весь коллектив строителей дрался за победные показатели: первый пролет левой стороны моста был собран в 630 человеко – смен, второй – в 384, третий – в 264 и четвертый – 228 человеко – смен. Еще быстрее шла сборка пролетов правой стороны: первый 55 – метровый пролет был закончен в 144 человеко – смены, второй – в 136, третий и четвертый – в99 человеко – смен каждый. К 20 сентября строительство моста было закончено досрочно, за 10 дней до планового срока. Строительством руководил советский специалист – коммунист тов. Зверевич, окончивший в 1925 году Киевский политехнический институт. В прошлом т. Зверевича – монтаж доменного цеха Магнитки, строительство Кемеровского моста, монтаж Салдинского завода на Урале. Непосредственные ближайшие помощники т. Зверевича по постройке моста через Иртыш инженер т. Беляев, пом. начальника по снабжению т. Резенберг, прорабы тт. Молялов, Грибов и Себякин, десятник Смирнов, плотник Мельников, клепальщики – отличники Коротеев и Лобанов, сборщик Черепанов, строитель Павлюченко. Под их руководством и их руками были «охвачены» 319600 заклепками громадные фермы, весом в 3250 тонн. Их руками, их волей, их энергией выстроен мост. Коллектив строителей моста выполнил, кроме того, большие работы по ремонту старого моста: смены фермы весом в 449 тонн, заклепано 128 тысяч клепок. Новый мост через Иртыш готов к приему первого поезда! Управление Омской ж. д. отпустило на премирование лучших ударников строительства 15000 рублей и трест Стальмостострой – 10 тысяч рублей. «Омская правда». 28 октября 1935. №224 Из истории советского Омска (1917-1940). Сборник документов. Омск: ГАОО, 1975. . Из дневников А.Ф. Палашенкова [О строительстве нового моста через Омь (Комсомольского)] 1948 Весной приступлено к подготовке строительства моста через Омь. На правом берегу (на Мокром) выделена и огорожена территория для стройматериалов, оборудования, размещения рабочих. Расположенная здесь поблизости 5 столовая отведена под общежитие рабочих. И в сентябре приступлено к постройке большого барака - общежития рабочих. Здесь же сломали два дома. Как сообщил (29 сентября в редакцию «Омская правда») начальник строительства тов. […] стоимость моста по смете выражается в сумме 14.177.000 руб. Затрачено в этом году около полмиллиона. Затруднения в строительстве: a) отсутствие квалифицированной рабочей силы и вообще рабочих рук; b) недоставка к строительству материалов (дерева, цемента и т. п.); c) плохое финансирование; d) и неосвобождение нужных для строительства площадок (на правом и левом берегу) Предстоит выселить Куйбышевскому и Центральному районам – 99 семей (с тем, чтобы сломать дома) и 18 учреждений. По этому вынесено Горисполкомом 5 решений, но дело с выселением не сдвинулось с места. Постройка моста должна быть закончена к 7 ноября 1950. Ширина моста около 24 метров. В августе [1948?] через Омь построен понтонный мост для пешеходной переправы. Для постройки использованы доставленные с Востока железные японские своеобразные широкие лодки. Мост построен на месте существовавшего здесь (возле Центральной бани) деревянного моста, снесенного (весной?) 1947 г. ГАОО Ф. 2200. Оп.1. Д.56. Л. 35-36 Корреспонденция из газеты «Вечерний Омск» о строительстве нового моста через Омь 1987 …Через Омь строились мосты и наплавные, и разводные, и деревянные, и железные. До 1896 года через Омь был 1 деревянный мост на месте нынешнего Комсомольского моста, построенного в 1953 году по проекту «Ленгипротрансмост». Это один из первых сталежелезобетонных мостов в СССР. В 1896 году городской голова Н.П. Остапенко поехал на Всемирную выставку в Париж. Там он увидел в качестве экспоната железный мост. Городская Дума за 85.000 рублей приобрела этот мост. Сибирские инженеры переделали его. Он стал разводным и пропускал суда на зимовку к деревянному мосту, тогда понтонному, просуществовав до 1898 года. Так омичи получили французский мост, просуществовавший до 1967 года и перенёсший всё, даже сильнейшие, как в 1928 году, наводнения. К 50-летию советской власти на его месте был построен юбилейный мост из железобетона, рамно-консольный, с подвесной балкой, с предварительно напряжённой арматурой. Длина проёма 80 м. У трикотажной фабрики через Омь перекинулся Октябрьский мост – железобетонный, арочный с тремя пролётами по 40 м. Построен в 1962 году. Через Иртыш всего построено 7 мостов: 2 у Семипалатинска, 2 у Павлодара и 3 в Омске. Сейчас строится мост на южной окружной дороге Челябинск – Новосибирск. Сейчас через Омь в районе города 4 моста: Юбилейный, Комсомольский, Октябрьский и железнодорожный около кожевенного завода и мост для прокладки теплотрассы. В 1987-89 через Омь построен новый мост. На высоких опорах – прямой, лёгкий, красивый. Таким будет он, когда закончится строительство. А мы видим начало строительства эстакады. Эстакада к мосту подойдёт от ул. Маршала Жукова и пойдёт дальше в центр города. Широкие площади сформируются у подъездов к мосту на левом и правом берегах. Проектная организация – Государственный институт по изысканию и проектированию мостов - «Ленгипротрансмост». Длина мостового перехода 1046 м, собственно моста 165 м, ширина 31,6 м: проезжая часть и 2 тротуара по 2,25 м. Высота моста до подошвы ростверка 17,6 м. Эстакада моста - сметная стоимость 15.425.000 рублей. Пролётные строения - железобетонные балки длиной 24 м. Фундамент опор на буровых сваях диаметром 1,35 м, с уширением до 3,5 м. Длина 21 м. Высота эстакады до подошвы ростверков 11 м. Длина эстакады 503,5 м. Ширина эстакады 33,8 м. Полная стоимость мостового перехода 14.130.000 рублей. Железобетонная эстакада от ул. М.Жукова сделана для того, чтобы не засыпать топкие Луговые улицы. Автотранспорт пойдёт между опорами. При строительстве эстакады ввели предварительно напряженные железобетонные балки сборные. Пролёты между опорами 24 м. Через Омь трёхпролётный мост сталежелезобетонный, примерно, как на Комсомольском пролёты. Авторы – «Ленгипротрансмост». Они наши главные проектировщики. Строительный мостоотряд № 63, эксперт зав. кафедрой СибАДИ Толмачёв К.Х. 4 полосы для движения автомобилей, 2 – для скоростного трамвая. Сейчас задержка в строительстве: нет балок, поставлял Красноярск – отказали. И теперь решили строить их сами. В мостоотряде сооружают стенд для сооружения балок. Мост выходит на ул. Фрунзе. Широкая магистраль пересечёт ул. Госпитальную, Гусарова (метромост пройдёт под Омкой и выходит к ул. Фрунзе и дальше на метромост через Иртыш). За несколько минут можно будет от Дворца спорта проехать в Центральный район, который тоже преобразился за последние годы: высотные здания, зелёные скверы, широкие дороги. И ещё больше изменения за годы 12 пятилетки.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2005g
Hosted by uCoz