На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


Ю.Р. Горелова РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

© Горелова Ю.Р., 2005 //Социокультурное пространство сибирского города: история и современность. Ханты-Мансийск, 2005. С. 71-103.
Важным отличием социокультурной деятельности сибирской интеллигенции, от деятельности интеллигенции других регионов России, было отсутствие земств, многие функции которых взяли на себя общественные организации. Общества, как и земства, объединяли вокруг себя наиболее деятельных представителей местного интеллигентского сообщества. Процесс создания разного рода общественных организаций в России, и в Сибири в частности, активизировался в 80-е – 90-е годы XIX века. Именно в рамках данных структур представители интеллигенции наиболее полно реализовывали свои идеалы и ценности. Кроме того, деятельность в рамках общественных организаций тесно переплеталась с профессиональной деятельностью интеллигенции, и состоять в определенных обществах было не только нормой, но даже правилом хорошего тона, общества выступали как средства общения. Общества были призваны сфокусировать внимание, как основной массы интеллигенции, так и общественности в целом, на насущных проблемах современности, они аккумулировали общественную энергию, направляя ее в нужное русло, посредством чего задавался вектор приложения общественных сил. Необходимо подчеркнуть, что своим появлением и активным функционированием большинство обществ были обязаны личной инициативе наиболее активных, идейных и деятельных представителей местной интеллигенции, которые сплачивали вокруг себя группы единомышленников и выступали вдохновителями, инициаторами, генераторами идей. Именно через общества происходила трансляция идеалов и ценностей лидеров интеллигентского сообщества в основную массу интеллигенции, посредствам обществ осуществлялась консолидация различных подгрупп интеллигенции и координация их деятельности в соответствии с единой групповой системой идеалов и ценностей. Вполне традиционным на сегодняшний день стало деление обществ (согласно их основной функции) на культурно-просветительные, научные, благотворительные и художественные, хотя в реальной жизни все эти функции органично сочетались и переплетались. Следуя данной традиции, мы рассмотрим деятельность каждой из выделенных нами групп. Наиболее активную деятельность в рассматриваемый период развили культурно-просветительные общества и, прежде всего, Общества попечения о начальном образовании, действовавшие в Омске и Томске. Они объединяли на своей базе всех сочувствующих просвещению представителей местной интеллигенции, сочетая в себе черты просветительных и благотворительных обществ. Одним из первых в Сибири (в 1882 году) возникло Общество попечения о начальном образовании возникло в Томске, и его возникновение во многом связано с деятельностью видного сибирского подвижника-просветителя П.И. Макушина. Согласно уставу, деятельность общества должна была носить скромный характер, ограниченный помощью школам, уже открытым городским самоуправлением, «но в интеллигенции Томска к этому времени накопилось столько общественной энергии, что эта интеллигенция не могла примириться со скупым уставом общества – общество быстро вышло из рамок устава и оставило эти узкие рамки далеко позади…все жаждущее общественной деятельности вошло в состав Общества попечения о начальном образовании, и это общество стало любимым учреждением Томской интеллигенции» . Преемником этого общества впоследствии становится Общество попечения о народном образовании, их цели практически копируют друг друга, не говоря уже о преемственности в кадрах . П.И. Макушин был одним из таких лидеров, идеи которых оказали громадное влияние на представителей сибирской интеллигенции. При его непосредственном участии в Сибири была открыта в 1884 году, народная библиотека. Вскоре после открытия к бесплатной библиотеке присоединился музей прикладных знаний, который мыслился как живая книга, рассказывающая об истории Сибири, ее природных богатствах, развитии промышленности. Музей был открыт в 1892 году и просуществовал двадцать восемь лет, его коллекция послужила основой доля краеведческого музея. В первый же год открытия библиотеки ею воспользовались 440 горожан, а ко дню переезда в новое здание – 800 подписчиков. Книжный магазин, первый в Сибири, был открыт 19 февраля 1873 года в годовщину освобождения крестьян от крепостной зависимости. Начинание с передвижными книжными лавками имело своей целью «приблизить книгу к сельскому и деревенскому покупателю», оно не принесло никакой коммерческой выгоды, напротив – одно разорение, но П.И. Макушин был счастлив уже и тем, что посредством этой акции в дома многих селян попала книга, неся с собой свет знания. Чтобы объединить все разрозненные попытки помочь начальному образованию в Томске, Макушин задумал организовать «Общество попечения о начальном образовании». Позднее, по примеру Томского, такие общества были созданы в Бийске, Барнауле и других городах. В январе 1881 был готов проект Устава. Цели вновь созданного общества были провозглашены следующие: «Содействовать материальными средствами улучшению положения городских приходских училищ, помогать беднейшим и способным ученикам приходских школ по окончании ими курса доставлять способы к продолжению обучения в Томских средних учебных заведениях, оказывать пособие лицам, которые откроют, и будут содержать частные первоначальные школы» . Однако, кроме открытия начальных школ, помощи учителям и беднейшим учащимся, общество приступило к созданию школ повышенного типа, рассчитанных на бывших выпускников начальных школ, желающих продолжить свое образование. Чтобы не навлекать гнев властей, данные школы назвали повторительными классами. Стены зала, где проходили чтения, под предлогом украшения были увешаны картинами по истории, географии, анатомии. В зале, среди слушателей, находились учителя гимназий, школ, вместе с посетителями они двигались мимо картин и делали к ним пояснения. Кроме того, проходили и чтения с туманными картинами . При обществе существовала специальная комиссия, занимавшаяся подготовкой народных чтений, которые, в большинстве своем, проходили в здании бесплатной библиотеки, хотя бывали случаи чтений, и в губернских мужской и женской тюрьмах, и в училищах и в других местах . Кроме прочего, общество заботилось и о развитии профессионального образования. С 1866 года Общество попечения о начальном образовании содержало школу рукоделия . По инициативе и при поддержке общества действовали классы рисования, в которые на 1899 – 1900 учебный год принято уже девяносто учащихся . В 1901 году рисовальные классы были преобразованы в Художественно-промышленные, дабы удовлетворить все более растущий интерес к этому виду обучения, а также с целью «просвещения народа в широком смысле слова, не ограничиваясь его знанием азбуки и четырех правил арифметики» . Для продвижения книги в деревню П.И. Макушиным было создано «Общество содействия по устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии», имеющее целью содействовать «открытию и устройству во многолюдных селениях Томской губернии народных бесплатных библиотек-читален», и предполагавшее для этой цели «оказывать по мере средств материальную поддержку книгами и деньгами» . Девиз нового общества гласил «Хорошая книга должна быть доступна всем». Это начинание было активно поддержано сельским учительством. Из отчета совета за 1901-1903 гг. видно, что «усиленная пропаганда пользы и необходимости сельских библиотек не осталась бесплодной. Совет имеет удовольствие заявить общему собранию, что в минувшем году в пределах Томской губернии…всего открыты 15 библиотек и намечено к открытию еще 10» . Далее Общество еще более развернуло свою плодотворную деятельность, что дало право Совету общества в своем отчете заключить: «Оглядываясь на минувшее десятилетие, совет с чувством полного удовлетворения констатирует факт, что общество оказалось и необходимым, и полезным, и жизнеспособным. Результаты его деятельности выразились в открытии на его средства и при содействии в разных селах Томской губернии с 24 ноября 1902 года по 10 декабря 1912 – 278 библиотек…» . Надежды, возлагаемые П.И. Макушиным, оправдывались. Неграмотные крестьяне, познакомившись с книгой, действительно загорелись желанием иметь возможность читать, инициатива начинает уже исходить от самих крестьянских сходов, которые выделяют свои деньги на создание библиотек, о чем свидетельствовали многочисленные письма в совет общества непосредственно из деревни . Важное культурное значение для жизни Томска мело создание при Обществе попечения о начальном образовании «Комиссии по устройству народных развлечений», устраивавшей различные мероприятия, доступные и интересные простой публике. Например, устраивались общедоступные спектакли и литературно-музыкальные утра и вечера…» . Репертуар подобных спектаклей включал в себя такие произведения как «Гроза» Островского, «Мертвые души» Гоголя и др. Публика, посещавшая их, была по преимуществу простой, в течении года (1899 г.) на мероприятиях, устроенных Комиссией, посетителей было примерно три с половиной тысячи человек . Спектакли устраивались достаточно часто и регулярно. По инициативе и при поддержке П.И. Макушина было создано и «Общество содействия устройству в селах и деревнях Томской губернии различных развлечений». Это общество должно было словом и делом помогать сельской интеллигенции, и имело своей целью распространение в Томской губернии просвещения, внедрение в сознание народной массы идей гуманности, справедливости, добра и правды, укрепление трезвости. Для этого, в рамках деятельности общества, предполагалось проведение в деревнях и селах народных чтений, популярных лекций с волшебным фонарем, спектаклей и сеансов синематографа. В апреле 1886 г. было организовано Общество попечения о начальном образовании в г. Семипалатинске, устав аналогичен уставу подобного общества в Томске . Действовало подобное общество и в Кургане . В 1895 году по инициативе В.С. Пирусского было организовано «Общество содействия физическому развитию», в рамках которого также активно реализовывалась социокультурная деятельность томской интеллигенции. В этом деле он встретил поддержку и сочувствие многих жителей Томска и представителей местной интеллигенции, что подтверждается воспоминаниями современников . По мнению современников, «Общество вообще пользуется симпатией. Правда у него немного более 200 членов, но его хорошо знают, знают родители тех детей, которые, благодаря ему, вернули утратившие силы» . Действительно, многим импонировал девиз общества - «здоровье для всех». По мнению современников, «эта демократичность всегда вызывала подозрительное отношение губернских властей, привлекая в то же время глубокую симпатию и сочувствие пролетарских слоев населения и передовой интеллигенции» . Как сообщается в первом отчете общества, само образование его «связано с недостаточным вниманием к физическому воспитанию и непозволительному отношению к нему такого рода, что оно противоречит улучшению воспитания умственного и нравственного» . По замыслу общества, оно должно было гармонизировать личность, соединить развитие духа с физическим развитием. Согласно уставу, общество «имеет своей целью создать улучшение физического здоровья населения Томска» . С первого дня общество заявило основные направления своей деятельности: «Давая бесплатный доступ детям и учащимся в свои учреждения, общество делает их общедоступными, общеполезными, стремясь поставить эти учреждения на должную высоту, оно внушает нам некоторые идеи научной гигиены и приучает смотреть даже на игры как на гигиенический и воспитательный прием, а не как на простую забаву» . Таким образом, общедоступность физического развития стала краеугольным камнем всей деятельности общества, и буквально с начала деятельности общество не отступало от этого принципа. Так, из всех 48 943 посещений учреждений общества за первый год его существования, 35 259 посещений – бесплатно . Другой отличительной особенностью общества была его ориентация на практическую деятельность, «…деятельность общества была чисто практической , что неминуемо отразилось на характере занятий общих собраний его членов…общие собрания его членов не имели надобности собираться часто и поэтому в течении года их было всего 4» . Из-за нехватки материальных средств, общество первоначально не могло осуществлять деятельность по всем заявленным направлениям, и начало свою деятельность с устройства катков, купален, летних площадок для детских игр, летних детских колоний, гигиенических колоний, была организована раздача горячих завтраков в школах. В сезон 1902- 1903 г. школьные завтраки были устроены в 10 городских школах, пользовались ими 126 детей в течении 1017 дней, израсходовано на завтраки 579 рублей 65 копеек . Результатом пребывания детей в колониях было улучшение общего состояния их здоровья и прибавка в росте и весе. Однако это далеко не единственное, что получали от этого дети. Кроме того, «день отправки в колонию обычно был большим массовым праздником для городской бедноты. В двух или трех вагонах четвертого класса, набитых детворой сверху донизу, с ликующими лицами, песнями, провожаемые многочисленными десятками родителей, педагогов и прочих друзей детской радости, отправлялись счастливые колонисты со станции Томск 1» . Для поддержания своих проектов общество пользовалось обычными для того времени источниками доходов – доходами от своих учреждений и сборами от разного рода благотворительных вечеров и спектаклей, о чем имеется много свидетельств в материалах общества. Так, например, 2 февраля 1902 года получено разрешение на устройство благотворительного спектакля в пользу общества в зале Томского общественного собрания, благотворительные вечера прошли 16 апреля и 24 ноября 1902 года, в апреле 1902 устраивались обществом и публичные чтения, 3 июня 1902 – народное гуляние в саду и др. Кроме того, общество постоянно входило в сношения с городской администрацией по поводу передачи ему участков земли или определенной денежной помощи для реализации целей общества . Так, например, добивается выделения средств на постройку манежа, к строительству которого приступает в 1902 году. В.С. Пирусский так определил задачи манежа: «Первое, основное и главное требование к манежу – манеж есть учреждение, служащее интересам всего населения, без различия состояний, классов, для всех возрастов…кроме того, манеж, как центр учреждений общества, преследующего цели гигиенические и воспитательные, безусловно, должен играть активную роль в борьбе с алкоголизмом путем устройства трезвых и разумных развлечений для народа...» . Кроме того, при манеже планировалось организовать курсы подготовки руководителей и инструкторов физической культуры. В 1902 году группа известных врачей-общественников в лице В.С. Пирусского, К.М. Гречищева, А.И. Макушина, Б.Е. Наторина вторично поднимает вопрос о создании в Томске общества практических врачей. Вскоре был разработан примерный устав, который был утвержден 18 октября 1902 года. 12 февраля 1903 года состоялось первое заседание общества председателем которого становиться В.С. Пирусский, а заместителем К.М. Гречищев. Общество ставило своей целью разрабатывать научно-практические, лечебные и санитарные вопросы, касающиеся врачебного быта и содействовать правильной постановке этих проблем в Томской губернии. По воспоминаниям Л.Н. Пирусской, при организации этого общества В.С. Пирусский говорил: «Наше общество возникает во имя «Правды» в жизни и науке и нравственности, и в искусстве мы соединяемся ради взаимопомощи духовной и экономической, для совершенствования в общем деле - охранении здоровья населения...» . В первый же год в общество вступило 92 врача, среди которых были такие видные профессора университета как П.И. Тихов, М.Г. Курлов, А.Н. Рогович, Н.В. Вершинин, Н.М. Буторин, А.А. Боголепов, И.А. Валединский, К.Н. Завадский, П.И. Чистяков, В.В. Карелин, Е.И. Неболюбов, И.М. Левашев, А.Е. Смирнов . В.С. Пирусский активно сотрудничал с медицинским факультетом университета, приглашал студентов в манеж, где проводил с ними лекции и беседы по физическому воспитанию, неудивительно, что среди учащейся молодежи находилось немало желающих поработать на детских площадках или в колонии Общества содействия физическому развитию . Велика и многогранна была деятельность членов общества. Они занимались изучением вопросов заболеваемости населения Томской области, популяризировали вопросы медицины путем лекций, бесед, издания брошюр и т.д. Общество с первых дней стремилось установить тесные связи с сельскими врачами, существовали проекты созыва съездов сельских врачей. Важно отметить, что Пирусский сумел сплотить вокруг себя массу единомышленников. Так, например, в качестве руководителей детских колоний, площадок в школе манеже принимало участие передовое учительство и студенчество . Омское общество попечения о начальном образовании начало свою деятельность в январе 1884 года. Оно объединило всех тех, «кому дороги судьбы отечественного образования» . Среди почетных членов общества значились бывший степной генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский, бывший губернатор Акмолинской области Михаил Алексеевич Ливенцов, омский Городской Голова Эдуард Иванович Эзет, преподаватель кадетского корпуса К.В. Ельницкий, купцы А.И. Деров, Морзунов, купчиха Хайнович, почетные граждане И.И. Игнатов, Монасевич. Среди членов ревнителей (1890г.) были попечительница омских женских городских училищ Александра Максимовна Эзет, военный врач В.П. Зосимович и др. Активными членами общества были А.В. Попов и М.А. Водяников. Одной из целей Общества было привлечение средств, для нужд начального образования. Доход общества составляли стандартные статьи: членские взносы, частные пожертвования, а так же средства вырученные с проведения различных мероприятий в пользу общества . При этом важно отметить, что «местное общество приглашалось не к исключительно денежным пожертвованиям, наряду с ними и даже на первое место ставилось просветленное содействие трудом», таким образом, присутствовало стремление «положить в основу своей деятельности труд своих членов и направить все свои силы и средства туда, где при сравнительно небольших денежных затратах этот труд имел бы плодотворное приложение» . Примеров приложения личного руда для целей общества можно привести достаточно, члены общества часто принимали живое участие во всех мероприятиях, организуемых обществом . Статьи расходов общества свидетельствуют, что в его заботой было устройство новых школ, в том числе воскресных, устройство уроков ручного труда при училищах и школах, выдача пособий школам на устройство учебного процесса, учебники, одежду, обувь для беднейших учеников. Кроме того, каждый год, начиная с 1890, обществом устраивались елки для учеников и учениц сменных школ, с раздачей подарков, в числе которых, кроме лакомств и вещей, были книги . Все это было призвано сделать начальное образование доступным для как можно большего количества людей. Низшие бесплатные школы и должны были содействовать реализации этой цели, тем более что их программы были аналогичны программам городских приходских училищ. Кроме того, Общество содействовало еще и развитию профессионального образования, для чего был создан отдельный. По основной идее устава Омского Общества попечения о начальном образовании, «Общество должно не только помогать развитию начального образования, но стремиться, чтобы лица, получившие начальное образование, шли дальше по пути своего развития, чтобы брошенное семя света не заглохло. Библиотека служит лучшим орудием для достижения этой цели» . Библиотека Омского общества попечения о начальном образовании кроме беллетристики, книг по истории и книг религиозно-нравственного содержания, имела книги по естествознанию, путешествиям, по ремеслу, анатомии, а также периодические издания. С 1891 года добавляются разделы по философии и педагогике. «Первый камень этого доброго дела положил К.В. Ельницкий, принесший в дар Обществу значительное количество книг упомянутого содержания» . В отчете общества читаем: «Библиотека растет и процветает, как по богатству своего содержания, так и по количеству жаждущих знания и света от книг…» . Исходя из этого, на одном из заседаний 1891 года было решено ходатайствовать о переименовании библиотеки из народной в Городскую, что позволило бы расширить рамки ее деятельности, так как последняя будет свободна от правил 1890 года и в ней могут находиться книги, прошедшие только одну цензуру. В 1892 году это удалось сделать . Стоит так же оговориться, что основным контингентом читателей были учащиеся различных учебных учреждений города Омска, далее шла категория «без определенных занятий», потом соответственно «в услужении», «хозяйство и домработницы», «нижние служащие», «ремесленники», «учителя», «торговцы», «чернорабочие». По сословиям группы читателей распределялись примерно так: мещане, чиновники не на службе, лица казачьего сословия (не на службе), чиновники, солдаты, купцы, нижние чины, киргизы и инородцы, духовенство. Сами члены Общества так отзывались об этом: «Как данные по роду занятий, так и по возрасту, дают указание на то, что народная библиотека вносила свой свет именно туда, куда она должна была его внести по целям и задачам общества, главный контингент ее читателей составляют учащиеся, которые стремятся к своему развитию или те, кто, окончив скудное начальное образование, не потерял любви к книге и к знанию» . Важным направлением деятельности Общества по распространению знаний в народной среде было устройство народных чтений. Чтения устраивались в здании Покровской школы, при этом использовались возможности «волшебного фонаря», а с 1898 года еще в здании ЗСОИРГО, с привлечением экспонатов музея. Например, за 1898 год состоялось всего 11 чтений, на которых перебывало 872 человека . Тематика чтений в основном заключалась в следующем: религиозно-нравственные, приуроченные к церковным праздникам, о природе, о русской истории, русской литературе. Часто проведение чтений сопровождалось музыкальными номерами, в которых участвовали как учащиеся уездного училища, так и взрослые-любители. Однако не только о духовном развитии радело Общество, но и о физическом. Ради этого был основан отдельный фонд для устройства игр на свежем воздухе, также при обществе содержался детский сад, где проводились всевозможные праздники, посещаемые омичами . Зимой 1892-1893 годов был устроен каток с двумя теплыми бараками и снежною горою, к стати таковые устраивались и в последующие годы. В отчетах общества отмечалось по этому поводу: «Совет смело думает, что устройством катка он удовлетворит общим желаниям дать детям возможность хорошо и с пользою проводить свободное время на воздухе и в движениях. Всем известно громадное воспитательное значение подвижных игр...» . Таким образом, к 1899 году Общество содержало уже три приходских школы, две воскресных и одну рукодельню, классы для переплетного мастерства, а так же общественную библиотеку и книжный склад, детский сад с катком, устраивало народные чтения, оказывало помощь беднейшим ученика выдачей пособий одеждой, книгами, вносило вместо них плату за обучение. Особенностью Тобольска можно считать тот факт, что в этом городе в рассматриваемый нами период не сложилось общества, подобного обществам попечения о начальном образовании, имевших целью приобщение к образованию, воспитанию и культуре беднейшего населения, существовавших в Омске и Томске, подобное общество сформируется в Тобольске лишь к 1915 году . Однако функции подобной организации, были разделены между несколькими, во многом их взял на себя Тобольский Губернский музей, кроме того, центрами притяжения всех просветительных сил, стали в Тобольске Народная аудитория и Дом трудолюбия. В рассматриваемый период в Тобольске имелась масса разрозненных попечительных обществ о нуждах отдельных учебных заведений или категорий лиц . Основными вопросами, находящимися в ведении обществ подобного типа были – внесение платы за обучение, выдача денежных пособий, бесплатная выдача книг или одежды. В Тобольской губернии также были распространены народные чтения, местами проведения были: Дом трудолюбия и читальни Обществ народной трезвости . В Тобольске часто народные чтения проходили в Народной аудитории, тоболяки смогли все-таки воплотить в жизнь проект, который был мечтой и омичей и томичей. В Омске, в Обществе попечения о начальном образовании, обсуждался проект Народной аудитории, однако не был реализован . М.Н. Костюрина приняла активное участие в создании Народной аудитории в Тобольске. Народная аудитория стала центром притяжения культурных сил города, она привлекала, объединяла, сплачивала прогрессивно мыслящих людей. Программы чтений учитывали уровень публики, лекции и беседы сопровождались демонстрацией туманных картин с помощью волшебного фонаря. Основной целью научных обществ было объединение исследователей для проведения научных изысканий, совместное обсуждение результатов исследований, выпуск научных трудов и др. Одним из наиболее заметных в Омске в рассматриваемый нами период был Западно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества (ЗСОИРГО). По заметкам современников, именно отделы Географического общества «были местами, где соединялись все воодушевленные любовью к науке, все ищущие возможности приложить свои личные силы на службу обществу...средой, где труженик науки мог найти нравственную и материальную поддержку и сочувственный отклик на свои умственные и общественные запросы» . В другом источнике начала XX века встречаем заметку, касающуюся открытия нового подотдела ЗСОИОГО, где дается следующая оценка его места в инфраструктуре сибирского общества: «Помимо работы ради знания, сибирские отделы отзывались чутко и к разным вопросам и нуждам местной жизни, стараясь всегда способствовать их решению в интересах правды и гуманности...» . Не углубляясь в историю этого действительно значительного научного общества, отметим лишь некоторые события. На одном из заседаний 1882 было решено привлекать в члены общества местных учителей и начальников средних учебных заведений. Впоследствии в члены общества вошли А.В. Попов – директор училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, В.А. Лебединский – преподаватель Омской семинарии, К.В. Ельницкий – преподаватель Сибирской военной гимназии и другие видные деятели просвещения. Привлечение к деятельности в рамках отдела видных педагогов не могло не сказаться на изменении специфики самой деятельности. Начиная с 1883 года, отдел начинает активную просветительскую деятельность, началом которой стоит считать первую серию просветительных бесед, проведенную членом отдела П.В. Путиловым по тематике «О питании человека мясом». В этом же году членом отдела П.А. Леваневским были прочитаны две лекции «Геологическое строение Алтая» и «Степь и степная флора Западной Сибири». С этого времени публичные лекции будут устраиваться отделом периодически. Например, в 1889 году К.В. Ельницким прочитана лекция о сибирских самоедах, Г.Е. Катанаевым «Западно-сибирские казаки землеисследователи». Не смотря на материальную неустроенность, в 1894 году музей посетило 567 человек, а в 1898 уже 4574 человека, при чем члены отдела в дни посвящений вели дежурство на предмет разъяснения посетителям экспонатов музея. Многое делалось для пополнения и обновления фондов библиотеки . В 1899 были собраны сведения о 215 школах Степного края. При этом важно отметить, чем мотивировал отдел свое обращение к подобного рода деятельности. В сопроводительном письме к анкетам, предназначенным для сбора данных по школам Степного края, читаем: «Предпринимая исследование экономического и санитарного положения низших и начальных школ Степного края, рассчитывая выполнить этим не только одну из своих научных задач, но и послужить одновременно чисто практической цели – более правильному постановлению и широкому распространению народного образования в крае» . Стоит отметить еще и тот факт, что программа исследований предполагалась обширная, начиная от выяснения того, на чьи средства построено здание школы, и кончая выяснением почему те или иные группы населения не пользуются школьной библиотекой, если таковая имеется. Деятельность отдела в этом направлении была горячо поддержана педагогами края, о чем может свидетельствовать письмо учителя из станицы Сандектавской Кокчетавского уезда Акмолинской области, в котором сообщается: «В свою очередь благодарю трудолюбивое общество и желаю успеха в благородном деле, чем я думаю, окажется большая услуга не только образованию, но и много облегчит трудов «одного в поле не воина» учителя начальной школы» . В деле устройства публичных лекций и чтений проявилась единонаправленность идеалов, питавших деятельность всей омской интеллигенции. Так, Общество попечения о начальном образовании в городе Омске обратилось с просьбой к членам отдела устроить в его пользу нескольких публичных лекций . Просьба была удовлетворена. На заседании членов Омского медицинского общества 11 декабря 1899 года было предложено организовать совместные чтения с ЗСОИРГО. На заседании ЗСОИРГО 18 января 1900 года уже был сформирован состав совместной комиссии по организации чтений . Комиссия постановила направить покровителю отдела Степному генерал-губернатору М.А. Таубе письмо с просьбой о разрешении проведения публичных лекций. Именно этот документ нам позволяет судить о целях данного проекта Общества. Письмо гласило: «Учитывая, что деятельность провинциальных ученых обществ и учреждений в значительной степени зависит от степени интереса обнаруживаемого к ним той средой, в которой им приходится работать, чем доступнее для нее разрабатываемые обществами вопросы, тем она живее интересуется обществами и их деятельностью, большую им оказывает поддержку, а следовательно, и сама деятельность обществ становится более продуктивной и благотворной» . За 1900 – 1902 гг. 42 лекции посетило 4231 человек, из которых 1892 взрослых и 2339 учащихся, что свидетельствует о несомненном успехе данного проекта среди омичей. Из 42 лекций, 15 – по медицине и гигиене, 8 – по географии, 6 – по ботанике, 5 – по астрономии, 4 – по геологии, 2 – по антропологии и доисторическом прошлом человека. Не только ученые Общества могли быть центрами консолидации научной интеллигенции, в некоторых городах такими центрами стали музеи. Мысль сделать Тобольский Губернский музей самостоятельной организацией, до этого времени он существовал при Тобольском Губернском статистическом комитете, возникла еще в начале 1888 года, и с 1889 года началась разработка устава. 14 октября 1890 г. состоялось торжественное заседание членов учредителей Тобольского Губернского музея. Председателем правления музея был избран тобольский губернатор В.А. Тройницкий, товарищем председателя – Директор училищ Тобольской губернии П.И. Панов, секретарем – секретарь Тобольского Губернского статистического комитета Л.Е.Луговской, хранителем – директор ветеринарной школы Н.А. Лыткин, помощником хранителя – исполняющий дела губернского инженера К.Д. Гордеев, кандидатом в хранители сначала был избран М.С. Знаменский, затем, из-за его отказа, учитель тобольской классической гимназии И.П. Львов, библиотекарем – капитан С.М. Мамеев, кандидатом в библиотекари – редактор неофициальной части «Тобольских губернских ведомостей» - Е.В. Кузнецов, казначеем – городской голова С.М. Трусов. Подобный состав учредителей изначально придал новому образованию особую значительность и весомость. Согласно уставу: «Музей имеет целью ознакомление публики с Тобольской губернией и развитие в ней культуры во всех ее формах и проявлениях по средствам своих коллекций и материалов по всем отраслям естествознания, этнографии, истории, статистики, археологии, промышленности и проч., а так же путем научной разработки собранных коллекций» . Для достижения данных целей, кроме собирания и разработки коллекций, музей должен «заботиться о популяризации собранных сведений посредствам объяснительных чтений и реферировании ученых о губернии работ» . Кроме того, при музее была основана библиотека, в которую собирался материал «не ограничиваясь какой либо специальностью», библиотека действовала на основании общих положений для публичных библиотек и кабинетов для чтения. Деятельность библиотеки привлекала и объединяла силы не только интеллигенции Тобольска, в качестве жертвователей выступали многие известные лица, как Сибири, так и России, а так же многочисленные общественные организации. В 1899 музей получает собственное здание, построенное на средства собранные общественностью Тобольска. Согласно уставу, музей был открыт для публики не менее одного раза в неделю. Так, в 1892 году всех посетителей было 1272, при чем часть – воспитанники и воспитанницы учебных заведений в сопровождении преподавателей Львова, Терновского, Лыткина, Куратова – бесплатно. В 1899 году всего посещений – 894, платных посещений – 804, бесплатных – 90, бесплатно музей посещали учителя и учительницы церковно-приходских школ под руководством наблюдателя школ и воспитанники Тобольского сиропитального заведения под руководством смотрителя. В 1900 всего посещений – 1074, платных посещений – 833, бесплатных – 241, бесплатно посещали нижние чины местного батальона под руководством офицеров . В 1902 году коллекции музея бесплатно осматривали ученики второй и третьей губернских гимназий (40 человек), ученицы женского епархиального училища (41 человек), Андреевского приходского училища (21 человек), Богородице Рождественского училища (11 человек), Благовещенского приходского училища (24 человека), городского женского училища (30 человек), кроме того, бесплатно посещали музей учителя и учительницы церковно-приходских школ. Всего бесплатных посетителей было 273 человека . Таким образом, мы можем констатировать, что музей, по мере сил, способствовал решению поставленных перед ним задач. В 1892 году музею разрешено было издавать Ежегодник. При активном содействии музея, устраивались публичные чтения, тематика которых охватывала разнообразные области знания. Н.Л. Скалозубов в своем выступлении «О дальнейшем направлении деятельности Тобольского Губернского музея», напечатанном при отчете музея за 1894 год, обращает внимание своих коллег на важность просветительской функции музея. Он пишет: «Музей должен знакомить публику с историей Тобольской губернии и развитием в ней культуры. Такова цель его существования… музей в теперешнем его состоянии напоминает кладовую – он является лишь хранилищем книг и коллекций, тогда как должен быть учреждением, распространяющим знания и популяризирующим их…Знание своей страны есть сила, без которой народный труд не может развиваться и прогрессировать…» . Для решения этих задач Н.Л. Скалозубовым предлагалось создать особую комиссию для разработки программ выставок и экспозиций, отвечающих учебно-познавательным целям. Данная комиссия должна была продумать возможности для бесплатного посещения музея публикой, стесненной в средствах. Кроме того, это начинание позволило бы дать широкую возможность посещения музея учащимися различных учебных заведений, включая начальную школу, организовать объяснительные чтения для публики по археологии, этнографии, ботанике с использованием отражательного фонаря и др. В1896 году в своем отчете Н.Л. Скалозубов вновь заостряет внимание своих коллег на необходимости развития просветительной стороны деятельности музея, утверждая, что «было бы в высшей степени желательно немедленно, по приведении хотя бы только в относительный порядок коллекций музея, приступить к объяснениям коллекций для публики…» . Данная инициатива нашла свое воплощение в деятельности созданной 14 декабря 1896 года Кустарной комиссии, в которую кроме Н.Л. Скалозубова вошли А.Н. Бекнев, А.Е. Богдановский, Н.П. Бутенко, В.Ф. Костюрин. Л.Е. Луговской, Г.Я. Маляревский, Н.С. Матиясевич. Проект организации публичных чтений был рассмотрен на двух заседаниях комиссии 4 и 22 апреля 1898 года. Было постановлено: «Открытие музея для объяснительных чтений с демонстрированием коллекций…чтобы в кратких популярных очерках давать публике сведения по разным отраслям знания, выполняя при этом высшее значение и смысл соответствующих коллекций» . В результате чего, сотрудниками музея были прочитаны курсы лекций на различные темы. Музей был действительным культурным, научным и просветительным центром Тобольска. Вполне естественно, что роль научно-просветительного и культурного центра Томска принадлежала университету, даже в масштабах всей Сибири его роль трудно переоценить. Это было обусловлено уже хотя бы самим фактом присутствия в городе достаточного числа таких высокообразованных и высококультурных людей, какими являлись профессора Томского университета. Весьма весомым был вклад профессоров и преподавателей в распространение разного рода знаний среди населения, ими часто устраивались публичные чтения, лекции и экскурсии . Профессора университета принимали активное участие в проведении торжеств и вечеров памяти русских поэтов, писателей и общественных деятелей . Лекции читались за плату, при чем сбор предназначался для той или иной благотворительной цели. Говоря о столь активной лекторской деятельности, нельзя не вспомнить, что начало ей было положено еще в 80-х, когда лекторами выступали Н.М. Ядринцев «О поездке на Алтай», С.К. Кузнецов «О моленьях у черемис», Потанин «О поездке в Китай», Емельянов «О золотопромышленности в Енисейской тайге», кроме того, нередки были лекции устраиваемые учителями истории . При университете были организованы и научные общества. Так 23 сентября 1889 года состоялось первое заседание «Общества естествоиспытателей и врачей», в состав которого вошли практически все профессора и преподаватели медики. Кроме прочих, общество имело своей целью изучение Сибири в естественно-историческом и медицинском отношениях, а так же распространение в публике естественно-исторических и медицинских сведений и привлечение наибольшего числа лиц к естественно-историческим исследованиям . В начале 1900 года на совете университета, профессора юридического факультета: И.Г. Табашников, М.Н. Соболев, М.А. Рейснер, И.А. Малиновский, С.Г. Сабинин, обратились с предложением о создании Юридического общества, которое, кроме прочих, имело целью распространение юридических знаний и издание трудов и сочинений по юридическим наукам . Соответственно заявленным задачам, общество не только собирало заседания и издавало труды, но и организовывало публичные чтения и лекции. Особенно просветительская направленность деятельности активизировалась с весны 1902, когда председателем общества стал профессор П.С. Климентов. Он видел основную задачу общества в популяризации юридических знаний среди населения и воспитании правосознания. В связи со смертью П.С. Климентова, в 1903 году председателем общества становится профессор А.А. Раевский. Это было плодотворное время для общества, когда читалось большое количество докладов на актуальные темы, причем заседания были публичными. Томское сельскохозяйственное общество, членами которого являлись многие профессора и преподаватели университета, также не осталось в стороне от общей просветительской направленности. В 1887 году им была устроена серия лекций по различным вопросам чистого и прикладного естествознания, сельского хозяйства и сельскохозяйственной истории. Все прочитанные лекции позже были выпущены в форме книги «Научные очерки Томского края» . Профессора Томского университета участвовали во многих благотворительных акциях, носивших при этом просветительный характе . В январе 1889 – проходила выставка университетских коллекций в пользу Общества попечения о начальном образовании в г. Томске. По мнению современников, выставка не оставила безучастным томское общество: «Обилие посетителей, привлекаемых как разнообразием выставленных предметов, так и объяснениями профессоров, и в особенности их прекрасными лекциями, дало солидный вклад в кассу местного благотворительно-педагогического общества. Добрый почин сделали профессора. Их теплое участие в этом деле ясно показало, что преподаватели первого высшего учебного заведения в Сибири не намерены игнорировать и простых школ грамотности и их нужд. Лекции их, кроме того, показали нам, что они… желают дать всему томскому обществу понятие о тех сокровищах знания, которые они принесли с собой…» . 2 марта 1893 профессор А.И. Судаков прочитал «Отчет о холерной эпидемии в г. Томске в 1892». Отчет вызвал большой интерес в томском обществе, «актовый зал университета был полон народа, публика была самая разнообразная, очевидно предмет лекции интересовал представителей всех сословий» . Учитывая выше сказанное, можно согласиться с мнением ректора Томского университета профессора М.Ф. Попова, считавшего, что «удовлетворяя потребности Сибири в юристах, врачах, и вообще в образованных людях, усердно изучая природные богатства края и разнообразными способами содействуя развитию духовных сил общества и улучшению условий жизни. Университет, несомненно, оправдывает надежды и упования, которые возлагались на него при открытии» . Говоря о деятельности благотворительных обществ (и о благотворительной деятельности интеллигенции), необходимо отметить некоторые особенности, связанные с функциями данного социального слоя в обществе и его социальными характеристиками. Сами представители интеллигенции редко выступали в качестве солидных жертвователей и меценатов, эта роль, несомненно, принадлежала купечеству и представителям буржуазно-промышленного слоя. Однако именно представители интеллигенции часто направляли деятельность благотворительных обществ, указывали пути применения средств, координировали их распределение и перераспределение, в соответствии с собственными идеалами. Необходимо отметить, что до начала 80-х годов XIX века благотворительность была, в основном, сосредоточена в руках купечества и, частично, чиновничества. В 80-е - 90-е гг. представители интеллигенции, посредством членства в благотворительных обществах, начинают все более включаться в благотворительную деятельность, более того – начинают определять ее приоритетные направления, векторность развития. Благотворительность перестает ассоциироваться исключительно с подачками в виде еды и одежды со стороны богатой части общества, в лице купечества, бедной его части. Это не означало полного отказа от старых направлений благотворительности – призрения бедных и больных, обеспечения их всем необходимым, однако, наряду с этим, начинают развиваться и такие новые направления благотворительности как содержание школ для детей беднейшего населения, причем школ как общеобразовательных, так и ремесленных, дающих возможность получить рабочую профессию. Кроме того, развивается такое направление благотворительности, как помощь в трудоустройстве – предоставление рабочих мест с гарантированным, пусть и минимальным заработком. В Томске в конце XIX – начале XX веков существовало множество разного рода обществ. Согласно данным на 1912 год: «Всего общественных организаций в Томске…до 80». Из них преследующих в том числе и просветительные цели – 6, просветительно-благотворительных – 16, обществ, посвященных заботам о промышленности – 6, посвященных науке и искусству – 13 . В Омское благотворительное общество предполагало стандартную программу деятельности – призрение сирот, детей бедных родителей, оказание помощи беднейшим жителям города, что, кроме выдачи единовременных и долгосрочных пособий, выражалась в содержании бесплатной столовой для бедных. Доход общества пополнялся за счет членских взносов, денежных пожертвований посторонних, от проведения спектаклей с благотворительной целью и разного рода музыкальных и танцевальных вечеров и т.д. На содержании общества находился приют «Убежище сирот и детей бедных». Общество заботилось не только о хлебе для своих питомцев, но и об их образовании, с этой целью 14 сентября 1888 года была открыта первоначальная ремесленно-грамотная школа. Тобольское общество попечительства о бедных, председателем которого была Ф.В. Корнилова, имело сходные направления деятельности . Образовывались в Тобольске, так же как и в Омске и в Томске, общества вспомоществования учащимся различных учебных заведений . Особого внимания заслуживает Тобольский опыт организации Дома трудолюбия. Активным проводником, проводником в жизнь данной идеи выступила М.Н. Костюрина. В своем «Проекте Дома Трудолюбия в г. Тобольске», она заявила, что «в задачи современной благотворительности не входит только обыкновенная помощь нуждающимся деньгами и вещами, но, главным образом улучшение условий их жизни, доставление заработка и помощь в производстве и сбыте работ» . Дом трудолюбия и должен был решить эти задачи – дать возможность беднейшим жителям заработать себе на кусок хлеба честным собственным трудом, а не унижаться до попрошайничества или воровства. Кроме того, Дом трудолюбия мог и должен был играть роль посредника между ищущими работу и нанимателями. Посредством этого начинания (был открыт 14 мая 1896 года), многие малоимущие жители Тобольска получили возможность иметь пусть не большой, но гарантированный заработок. Кроме того, при Доме трудолюбия существовало Детское убежище, для детей «сотрудников». Существовала школа грамоты . Кроме своих непосредственных функций, Дом трудолюбия стал еще одним центром народного просвещения. Так за 1897 год было устроено 20 народных чтений, читались произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Мамина-Сибиряка и др. На чтения посетителей было от 70 до 150 человек . Активистами Дома трудолюбия проводились благотворительные вечера для усиления средств, существовала договоренность с Дамским попечительным обществом, предполагающая возможность беднейшим работникам и работницам Дома трудолюбия получать бесплатные обеды в столовой Дамского попечительного общества . Говоря об особенностях участия интеллигенции в благотворительной деятельности, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основным вкладываемым средством был собственный труд. Наиболее ярко данная особенность участия интеллигенции в благотворительной деятельности отразилась в деятельности медиков. Основной формой участия их участия в благотворительной деятельности было бесплатное обслуживание населения, в том числе во внеурочное время. Активное участие принимали медики и в просветительной деятельности посредством проведения лекций, экскурсий, имеющих целью сообщить населению элементарные знания по гигиене и медицине. Важной сферой деятельности интеллигенции, профессионально занятой в области здравоохранения были медицинские общества, основывающиеся как общества профессиональные, но решавшие задачи более широкого характера. Так, например, поводом для объединения усилий омских врачей послужила эпидемия оспы, а затем возникла мысль о создании постоянно действующего сообщества. Проблемы, обсуждаемые на заседаниях медицинского общества, выходили за рамки непосредственной врачебной деятельности и носили общественно значимый характер. Омскую медицинскую интеллигенцию интересовали, например, вопросы санитарного состояния города . Одним из направлений деятельности общества было оказание медицинской помощи бедным жителям города. В 1896 году В.В. Лукомским был поднят вопрос о создании в городе бесплатной больницы на заседании Городской Думы, которая постановила выделить на это три тысячи рублей. В 1889 году был выработан проект лечебницы для приходящих больных, где за небольшую плату или даром, в случае бедности, всякий мог бы получить врачебную помощь и лекарство. Далее поступили деньги и от Степного генерал-губернатора и других лиц. Среди инициатив Общества можно отметить открытие лечебницы для бедных и аптеки. Аптека Общества была открыта по инициативе Е.П. Казанского, окружного военно-медицинского инспектора Сибирского военного округа, который считал, что по мере того, как аптека будет оправдывать свои затраты, она может отпускать лекарства беднейшим жителям города по заготовительным ценам и даже бесплатно. В результате дальнейшего существования этого учреждения, Е.П. Казанский предполагал развить врачебную помощь в виде ночных дежурств. Постоянным элементом деятельности омских врачей являлась просветительная деятельность в области здравоохранения. Причем, читаемые лекции в основном носили благотворительный характер, достаточно вспомнить совместный с ЗСОИРГО цикл публичных лекций со сбором в пользу Общества попечения о начальном образовании в г. Омске. Благотворительная деятельность Омского медицинского Общества активизировалась во время голода 1900-1901 годов, «в этом случае члены Общества действовали не только как врачи, но и как граждане, обеспокоенные народным бедствием» . По словам председателя Омского медицинского общества В.В. Лукомского, Общество «всегда чутко отзывалось на все бедствия, постигавшие население нашего города, а иногда и всего края...и всегда принимало живейшее участие в разработке всех мероприятий к ограждению населения от этих бед, независимо той врачебной помощи, которую большинство членов несло в таких случаях по долгу своего высокого призвания» . При Омском Медицинском Обществе осуществляла благотворительную деятельность особая продовольственная комиссия, в которой принимали участие: Елеонский А.А., Фроловский С.Н, Мариупольский Б.М, Отрошкевич Ф.С., Брейтигам П.Ф, Ишерский В.И, Ляховецкий М.И. При содействии Общества проводились меры среди населения по предупреждению различных заболеваний . Подобная активная деятельность давала право членам общества заключать, что «общество стояло на высоте своего назначения...Плодотворная деятельность общества показывает жизненность его, готовность членов посвятить свои силы общественному благополучию, что служит лучшим залогом его дальнейшего существования» . Среди представителей омской медицинской интеллигенции было немало ярких личностей, например, уже упоминавшийся И.Д. Куприянов, Д.А. Никольский, М.Г. Соколов, И.А. Левоневский, В.В. Лукомский и др. Однако не только омские врачи отличались столь внимательным и сердечным отношением к народным нуждам. Доказать это не составит труда на примере деятельности Тобольска. Мария Александровна Луговская, попавшая в Тобольск в качестве ссыльной, проработала в Тобольской лечебнице более семи лет, «являясь прекрасной помощницей врачам лечебницы и, в случае отсутствия врача, самостоятельно оказывавшая необходимую медицинскую помощь больным, работая при этом «неутомимо, с любовью и преданностью делу, с редким самопожертвованием» . Члены Городской Думы в своем очередном заседании отметили, что «бесплатная деятельность Луговской в качестве фельдшерицы лечебницы…была хорошо известна многим из тоболяков…и Городская дума не может оставаться равнодушной к тем трудам, которые г-жа Луговская несла в пользу наших беднейших сограждан…» . Примером самоотверженного труда может послужить деятельность Марфы Петровны Гробовской, которая приехала в Тобольск в 1887 году после окончания Высших женских курсов и сразу же начала свою активную врачебную практику. При участии Марфы Петровны, за время ее работы, была сделана 491 операция . Прием приходящих больных она вела безвозмездно, кроме того, принимала всех, кто обращался к ней за помощью, приходя к ней домой, ездила на вызова в любое время ночи и дня, не разбирая богатых и бедных. Таким образом, «Марфа Петровна была столь занята ежечасно, ежеминутно, что вынуждена была оставаться без необходимых вещей, не имея времени их приобрести, ожидая пока это сделают для нее, по ее поручению, друзья» . При этом, по мнению современников, этот труд был взят на себя Марфой Петровной «из за желания принести пользу или вернее из за свойства своей хорошей, благородной и любящей натуры – делать только хорошее» . В своей речи на похоронах М.П. Гробовской П.Д. Головин особо подчеркивал, что «не расчеты материальные, не забота о своем здоровье, не искание карьеры» руководили Марфой Петровной при выборе места деятельности, но «высшие и благородные побуждения направили Марфу Петровну в Сибирский край…» . Ялуторовцы доброй памятью вспоминали доктора Биржинского, который «за время своего служения пользовался почти всеобщим уважением нашего общества, особенно бедное население города питало к нему любовь, которую он заслужил своей доступностью и особым вниманием к больным, к которым был приглашаем. Он всегда являлся к больным по первому приглашению, а эти наши бедняки, скажем откровенно не были избалованы его предшественниками» . Врач П.И. Бенедиктов из Томска в открытом письме в редакцию заявил: «Считаю свои долгом заявить, что я принимал, и впредь буду принимать бедных больных бесплатно, хотя и не занимаю ни коронной, ни общественной службы» . В редакцию томской «Сибирской газеты» поступило письмо от Порфирия Шлехтина следующего содержания: «20 октября заболел у меня сын, ребенок 10 лет. Опасаясь не дифтерит ли у него, и будучи человеком, с крайне ограниченными заработками, я решил обратиться к городскому врачу А.И. Макушину. Признаюсь, я сделал это не без колебаний, зная, что г. Макушин сам только что выдержал дифтерит, которым заразился при лечении. Однако доктор поехал к больному по первому моему зову, а затем навещал ребенка по два раза в день. У ребенка действительно оказался дифтерит… В настоящее время сын мой выздоравливает и я приписываю это вполне замечательной доброте и внимательности А.И. Макушина. Считаю себя нравственно обязанным выразить мою искреннюю благодарность за спасение сына. Дай Бог здоровья Алексею Ивановичу! Эти слова повторяют сотни бедных больных, которым он оказал медицинскую помощь» . Таким образом, можно констатировать, что с момента, когда представители интеллигенции, через членство в соответствующих обществах, берут на себя роль координаторов благотворительной деятельности, расширяется само понятие благотворительности. Благотворительная деятельность становиться неразрывно связана с деятельностью культурно-просветительной. Основными формами участия интеллигенции в благотворительной деятельности были: формирование самой ситуации осознанности обществом проблем менее обеспеченных его членов посредством освещения их в прессе, организация разного рода структур, координирующих и направляющих благотворительную деятельность и непосредственное участие в данной деятельности в качестве профессиональных специалистов. В деятельности художественных обществ наиболее переплетались просветительная, благотворительная и художественно-эстетическая направленности. Объединения творческой интеллигенции (художественные общества) часто передавали сбор от своих концертов, вечеров на просветительные и благотворительные цели. Примеры такой благотворительно-просветительной направленности показывает нам деятельность Омского отделения Императорского Русского Музыкального Общества, Тобольского Музыкального общества, Томского отделения Императорского Русского Музыкального общества . Согласно Уставу, Омское драматическое общество, кроме прочих, имело целью «содействовать имеющимися средствами общества в постановке любителями спектаклей, устраиваемых в целях благотворения», для чего имело возможность устраивать драматические вечера и спектакли, а так же публичные драматические представления . Омское драматическое общество часто устраивало благотворительные спектакли . Тобольское драматическое Общество также занималось благотворительностью, посвящая подготовке спектаклей свое свободное и праздничное время. Благотворительная сторона деятельности была предусмотрена Уставом общества, в котором одной из целей провозглашалось «содействовать через посредство сценических представлений целям благотворения», для чего и предполагалось устройство разного рода представлений. Так, из отчета за 1892-1893 г. мы узнаем, что за год было поставлено 10 спектаклей, в том числе 1 литературный и 1 музыкально драматический вечер. Из них – 2 - в пользу погорельцев, 2 - в пользу Тобольской ремесленной школы, 2 в пользу попечительного о бедных общества, 2 - в пользу окончивших курс недостаточных учеников гимназии. Кроме того, по инициативе А.С. Суханова были устроены в помещении манежа три общедоступных спектакля по сниженным ценам. При этом в отчете отмечается, что опыт с устройством народных гуляний «привел к довольно благоприятному результату и показал, что возможна постоянная и правильная организация народных спектаклей. Кроме того, что число посетителей трех народных спектаклей последовательно каждый раз возрастало, свидетельствуя о быстро распространяющемся и возрастающем интересе к делу и именно в среде подлежащего к привлечению общества (простонародья), от устройства этих спектаклей осталось чистого сбора 9 р. 88 коп., которые, по решению общего собрания общества и образовали собою особый фонд на устройство и впредь таких спектаклей» . Из отчета о 10-летней деятельности Тобольского Драматического общества следует, что всего было поставлено 58 спектаклей, 1 литературный и 1 музыкально-драматический вечер. Общий сбор составил 8661 рубль 40 копеек, из которых 4324 рубля 34 копейки – поступило в пользу благотворительных, учебных и общественных заведений . Существование драматических обществ было присуще всем крупным городам Сибири. Первое любительское драматическое общество возникло в Томске в 1866 году, а с весны 1882 года – времени образования Томского общества попечения о народном образовании, деятельность этих обществ тесно переплелась на долгие годы. Большую роль в этом сыграло наличие в бесплатной библиотеке П.И. Макушина большого зала, сцена которого стала местом постановок любительских спектаклей, часто носивших благотворительный характер. Именно на вырученные таким способом деньги, во многом, и существовало Драматическое общество в Томске. Касательно личного состава обществ подобного рода в данный период, следует отметить, что членами драматических кружков в Сибири, и в Томске в частности, становились представители интеллигенции – врачи, учителя и др. Любители всегда действовали в тесном контакте с местными обществами попечения о народном, или начальном образовании, часто устраивая благотворительные спектакли в счет этих обществ. Не случайно даже в Уставе Томского Драматического общества особым пунктом было прописано, что часть сбора обязательно отчисляется на нужды народного образования в г. Томске. Подводя итог сказанному, можно констатировать, что общества стали местом, где концентрировалась культурная и духовная жизнь интеллигенции Западной Сибири. Деятельность обществ содействовала развитию сферы духовного производства, следовательно, тесно переплеталась с профессиональными занятиями интеллигенции. Основными функциями обществ были консолидирующая и координирующая. Общества были призваны объединять отдельных представителей интеллигенции Западной Сибири, иногда принадлежащим к разным профессиональным сообществам, для решения общих задач, стоящих перед местным социумом, и скоординировать их деятельность, для более успешного достижения поставленных целей. В деятельности разных обществ прослеживалось завидное единство не только целей деятельности, но и ее форм. Основными формами просветительной деятельности интеллигенции, осуществляемыми ей во внепрофессиональной деятельности были: устройство библиотек, книжных лавок и складов, издание и распространение среди населения разного рода литературы просветительного и научно-просветительного характера, проведение публичных чтений, лекций, экскурсий, выставок, организация музыкально-драматических и литературных вечеров и утренников и др. При этом, в большинстве своем, все выше означенные мероприятия имели просветительно-благотворительную направленность, так как сбор от многих из них шел на нужды просвещения. Стоит заметить, что во многом успешность выполнения обществами данных функций определялась единством личного состава разных обществ, когда одни и те же лица являлись членами сразу нескольких наиболее значительных местных обществ. Этот факт, с одной стороны, способствовал координации деятельности, единству целей и задач и объединению усилий для их реализации, с другой стороны – посредством этого механизма идеи наиболее популярных лидеров из числа интеллектуальной и духовной элиты транслировались в основную интеллигентскую массу.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2006g
Hosted by uCoz