На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга| |
|
Появление этой книги совершенно логичное продолжение развития отечественной исторической науки. Это своеобразный закономерный этап развития сибирской археологии и этнографии в конце XX в., которое, конечно, не закончено, поэтому понятен очерковый характер всей серии "Очерки культурогенеза народов Западной Сибири", и в том числе рецензируемого тома.
Во введении (Л.Н. Корякова и В.М. Кулемзин) обозначены основные понятия, связанные с обрядами по переводу из реального мира в потусторонний, методическая и методологическая позиция авторов настоящего тома. Четко изложены цели работы, для реализации которых авторы предлагают: "... охарактеризовать варианты погребения от неолитической эпохи до этнографической современности,.. и путем изучения максимального количества "этнографических сведений о жизни и смерти" определить место и значение погребальной обрядности "в практической жизни и мировоззрении народа". Здесь же поставлена и чисто методическая цель: "... показать возможность изучения погребального обряда в различных аспектах и с применением разных методов..." (С. 16).
Структура тома соответствует поставленным целям. Глава 1 содержит сведения об истории археологического изучения погребальных памятников в Западной Сибири (В.И. Матющенко, А.И. Боброва, Б.А. Коников). Далее в серии глав авторы тома предлагают результаты археологических исследований погребальных памятников от неолита и ранней бронзы (А.И. Петров), эпохи бронзы (В.И. Матющенко), раннего железа (Л.Н. Корякова, Т.Н. Троицкая, А.И. Мартынов), раннего и развитого средневековья (Т.Н. Троицкая, А.А. Адамов, А.Д. Гаман, Л.М. Плетнева, Б.А. Коников, Л.М. Терехова, Г.К. Карачаров), позднего средневековья (Б.А. Коников, А.И. Боброва). Завершает эту серию глав-эпох аналитический раздел по археологическим материалам, написанный В.И. Матющенко.
Этнографическая часть тома имеет сходную структуру и открывается разделом об истории изучения погребальных обрядов и религиозных верований народов Западной Сибири в XVIII-XX вв.
Итоговый раздел этой большой главы написан В.М. Кулемзиным и содержит сравнительный анализ охарактеризованных обрядов. В этой главе рассмотрены различные параметры или даже фазы погребального обряда, проявляющиеся в вещественных следах (археологические материалы) или в мировоззренческих установках (этнографические материалы). Автор главы приходит к выводу, "... что приведенные здесь данные... не опровергают, а, наоборот, подтверждают наличие двух неодинаковых мировоззрений, реализовавшихся в погребальном обряде", а также, что "... если говорить о сумме представлений, например, о том или ином варианте посмертного существования, то приходится отмечать, что мировоззренческая общность всегда шире этнической..." (С. 421).
В контексте этих выводов весьма логичной представляется глава "Генезис традиций" (В.М. Кулемзин), подводящая своеобразный итог публикациям материалов и его анализу. Заявленная во введении центральная проблема, так пли иначе волнующая ученых, занимающихся археологией и этнографией, проблема причин и механизмов трансформации традиций, нашла здесь достойное воплощение.
Весьма ценной представляется попытка, предпринятая автором главы, бросить ретроспективный взгляд на общее и особенное в археологических культурах и на выявленные им универсалии, с большей или меньшей степенью свойственные всем описанным в томе археологическим (историко-культурным) общностям. Интересен взгляд на динамику развития (в т.ч. исчезновения) выявленных устойчивых традиций по мере приближения к этнографической современности и рассмотрения общего и особенного в погребальных обрядах и мировоззрении современных народов Западной Сибири.
В заключении (В.М. Кулемзин) содержатся основные выводы работы. В целом необходимо отметить, что рецензируемая монография представляет собой цельную, стройную работу, явившуюся значительным событием в отечественном археолого-этнографическом и, шире, историческом сибиреведении. Она, как явствует из заключения, не претендует на некую конечную истину, предоставляет пищу для размышлений и дальнейших исследований, особенно молодому поколению ученых. В этом несомненная заслуга авторского коллектива настоящего тома и авторов всего проекта "Очерков культурогенеза народов Западной Сибири", завершившегося изданием четырехтомного сериала под общей редакцией Н.В. Лукиной1. Наши омские коллеги высоко оценили вышедшую в этой серии монографию О.М. Рындиной "Орнамент"2. Высокую оценку мы даем и рецензируемой нами коллективной монографии "Мир реальный и потусторонний". В этих двух книгах, как и в целом во всех томах "Очерков культурогенеза народов Западной Сибири", получен новый и очень значительный опыт на путях интеграции отечественными учеными археологических и этнографических исследований с целью получения новых исторических и культурологических знаний.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1994. – Т.1: Поселения и жилища. – Кн.1. – 490 с.; Кн. II. – 287 с.; Т.2: Мир реальный и потусторонний. – 478 с.; 1995. – Т.3: О.М. Рындина. Орнамент. – 640 с., 1998. – Т.4: Расогенез коренного населения. – 350 с.
2. Фаткулина Ф.М., Селезнев А.Г. (Рец.). О.М. Рындина. Орнамент. – Томск, 1995. – 640 с., илл. // Этнографическое обозрение. – 1999. – № 2. – С. 160-162.